Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Пути повышения числа оборотов в прыжке

Страницы: 12345678910111213141516   
 

Одной из основных задач тренировки прыжков является увеличение числа оборотов, выполняемых в полете.

Каковы же пути увеличения числа оборотов в прыжке?

В чем главное различие между двойными прыжками, овладение которыми в настоящее время не представляет серьезной трудности, и тройными, обучение которым — длительный, сложный процесс?

Рис. 36. Характер изменения угловой скорости вращения тела в полете в прыжках аксель
Рис. 36. Характер изменения угловой скорости вращения тела в полете в прыжках аксель с разным числом оборотов: а-одинарный (1,5 оборота), б - двойной (2,5 оборота), в - тройной (3,5 оборота)

Как относиться к рекомендации: «Тройной —это тот же двойной, только надо подержать группировку подольше», рекомендации, которая базируется на опыте, вполне оправдавшем себя во времена двойных прыжков: «Двойной— это тот же одинарный, только...»?

Анализ прыжков фигуристов высокой квалификации показывает, что скорость разбега, длина прыжка, время и высот полета, угол вылета у каждого исполнителя в двойных и тройных прыжках одного названия приблизительно одинаковы. Они характеризуют поступательный компонент движения тела в прыжке. Поэтому указание «тройной —это тот же двойной» можно считать правильным и методически целесообразным. Но этого недостаточно, чтобы овладеть многооборотными прыжками.

Действительно, если в тройном прыжке параметры поступательного движения аналогичны или даже более низкие, чем в двойном, то как же достигается увеличение числа оборотов? От чего зависит число оборотов, которое можно выполнить в прыжке?

Угол поворота тела в прыжке относительно продольной оси определяется произведением средней угловой скорости вращения и времени полета t. Угол поворота а полете может быть выражен через максимальную угловую скорость вращения , введением коэффициента скорости группировки , который равен отношению средней угловой скорости к максимальной:

Тогда выражение для угла поворота будет выглядеть таким образом:

В свою очередь, максимальная угловая скорость в полете равна:

где К— момент количества движения, которым обладает тело в полете; Imin — минимальное значение момента инерции тела. Вращательное движение тело приобретает в толчке, и количество его может быть выражено как произведение момента инерции тела I0 на угловую скорость вращения при отрыве:

Тогда угол поворота может быть выражен следующим образом:

Обозначим отношение момента инерции тела при отрыве к минимальному его значению через и назовем коэффициентом плотности группировки, показывающим, во сколько раз уменьшается момент инерции тела в результате группировки. Тогда выражение для угла поворота тела за время полета принимает такой вид:

Таким образом, количество оборотов, которое может быть совершено фигуристом, в конечном счете зависит от четырех параметров: коэффициентов скорости и плотности группировки, угловой скорости вращения и времени полета.

На основе выведенного соотношения рассмотрим возможные пути увеличения числа оборотов в прыжке.

Увеличение времени полета прыжком в принципе позволяет перейти к выполнению прыжка с большим числом оборотов. Однако при высоком уровне мастерства существенно увеличить высоту уже трудно: фигурист почти достиг своего предела. Для перехода от двойного прыжка к тройному только благодаря увеличению времени полета было бы необходимо увеличить высоту прыжка приблизительно на 50%. Однако, как мы уже говорили, прыжки одного и того же типа с различным количеством оборотов имеют приблизительно одинаковую высоту. Более того, в практике встречаются тройные прыжки, выполняемые при очень небольшой высоте полета благодаря оптимизации других деталей техники. И тем не менее методически правильнее при обучении прыжкам ориентировать спортсмена на достижение максимальной высоты. На число оборотов прыжка существенно влияет коэффициент плотности группировки . Перемещение масс тела от периферии к оси вращения вызывает уменьшение момента, инерции и соответствующее возрастание угловой скорости вращения. Чем значительнее изменение момента инерции тела при группировке, тем больше скорость вращения, тем большее количество оборотов может быть выполнено.

Приближенно можно считать, что коэффициент плотности группировки в прыжках тройной и двойной аксель равен 2—2,5. Это значение не является максимальным, однако возможности увеличения его ограничены, с одной стороны, индивидуальными конституционными данными спортсмена, с другой-определенной техникой прыжка.

Действительно, диапазон изменения момента инерции тела при группировке зависит от расположения звеньев тела относительно продольной оси во время отрыва и в положении наиболее плотной группировки, т. е. обусловлен способом выполнения прыжка. Оба эти положения тела зависят от типа прыжка. Например, в акселе положение при отрыве шире, чем в прыжке петлей, а положение группировки максимальной плотности практически одинаковое. Поэтому коэффициент плотности группировки больше в акселе, чем в петле.

Анализ положений тела фигуриста при отрыве позволяет говорить о том, что чрезмерное увеличение момента инерции тела при отрыве нецелесообразно. Это может, с одной стороны, привести к искажению техники толчка и маховых движений, с другой — неминуемо повлечет позднее начало группировки. В то же время плотность группировки может быть увеличена. Как правило, фигуристы не достигают максимально плотной группировки. Если проследить по кинограммам, то можно отчетливо видеть, что даже у мастеров руки часто не прижаты к телу, а ноги сведены недостаточно плотно. Другими словами, коэффициент плотности группировки может быть несколько увеличен благодаря уменьшению момента инерции тела.

Диапазон изменения момента инерции тела зависит также от геометрических размеров тела и конституционных особенностей фигуриста. Таким образом, увеличение числа оборотов благодаря увеличению коэффициента плотности группировки принципиально ограничено максимальным значением этого коэффициента для каждого спортсмена в конкретном прыжке. У высоких спортсменов, имеющих длинные конечности, данный коэффициент обычно меньше, чем у низкорослых, поэтому они могут добиться наибольшего успеха в выполнении прыжков с большим числом оборотов, если у них хорошо развиты скоростно-силовые качества.

При обучении многооборотным прыжкам важно учитывать коэффициент скорости группировки. Чем быстрее фигурист осуществляет группировку, тем быстрее выполняет разгруппи-ровку, тем больше времени он находится в положении группировки, тем выше средняя угловая скорость, тем больше может быть совершено оборотов.

На рис. 37 схематически, упрощенно изображены кривые изменения угловой скорости вращения тела в полете в прыжках с разным значением коэффициента скорости группировки. В прыжке, которому соответствует кривая а, фигурист выполняет группировку сравнительно медленно и достигает максимальной скорости вращения приблизительно к середине полета, после чего начинает разгруппировку. Выполняет он ее также относительно медленно.

В прыжке, которому соответствует кривая б, фигурист сразу же после отрыва быстро выполняет группировку и уже в начале полета достигает максимальной скорости вращения. Положение плотной группировки он сохраняет почти до приземления, после чего резко разгруппировывается.

Сравнивая кривые а и б, мы видим, что, несмотря на одинаковую максимальную угловую скорость в обоих прыжках, средняя скорость вращения в прыжке, которому соответствует кривая б, больше, чем в первом прыжке. А это означает, что коэффициент скорости группировки здесь больше и как следствие достигнуто большее число оборотов..

В прыжках двойной аксель и тройных коэффициент скорости группировки достигает порядка 0,7—0,8. С возрастанием оборотов в прыжке, как правило, увеличивается значение этого коэффициента. В наиболее сложных в настоящее время прыжках — тройной лутц и тройной аксель — он достигает 0,85. Величина коэффициента скорости группировки зависит и от манеры выполнения прыжка. Чем меньше выражен затяжной характер прыжка, чем быстрее принимается положение группировки, тем больше этот коэффициент, тем больше возможности увеличить в нем число оборотов. На рис. 38 приведена кинограмма прыжка тройной лутц. Видно, что сразу посте отрыва (положение 7) фигурист принял положение группировки и сохраняет его почти до приземления (положение 14).

Теоретически максимальное значение коэффициента скорости группировки равно единице. Практически это значит, что максимальную скорость вращения фигурист создает еще в толчке и сохраняет ее на протяжении всего полета, вплоть до приземления. Однако такая техника толчка и разгруппиров-ки существенно осложняет выполнение хорошего толчка вперед-вверх и четкого приземления.

Увеличение коэффициента скорости группировки находится также в некотором противоречии с эстетическими требованиями. Чем выше значение коэффициента, тем более скованным выглядит толчок. Однако достижение максимального числа оборотов невозможно при низкой скорости группировки. Эстетическую сторону прыжка можно улучшить, увеличив скорость разбега, высоту и длину самого прыжка, качество приземления и т. п.

Рис. 37. Схема изменения угловой скорости вращения тела в прыжках с различной величиной коэффициента скорости группировки: а — малый коэффициент скорости группировки, б — большой коэффициент скорости группировки

Рассмотрим, как влияет угловая скорость при отрыве на вращательное движение тела в прыжке. Увеличение ее вызывает увеличение момента количества движения тела, являющегося своего рода вращательным ресурсом фигуриста. Как мы уже говорили, увеличение момента количества движения тела позволяет увеличить скорость вращения в полете. Таким образом, чем больше угловая скорость при отрыве тем больше при прочих равных условиях момент количества движения. Соответственно увеличивается угловая скорость вращения тела в полете и, таким образом, число оборотов в прыжке.

Величины угловой скорости в различные моменты прыжка, характер ее изменения являются тем зеркалом, в котором весьма наглядно отражается общая картина толчка, маховых движений, характера группировки и разгрупппровки. Анализ кривой изменения угловой скорости позволяет судить об основных ошибках в технике выполнения, определять уровень развития специфических физических качеств, наметить путь исправления ошибок.

Подытоживая сказанное, необходимо еще раз подчеркнуть две важнейшие детали. Увеличение числа оборотов прыжка в первую очередь идет по пути увеличения начальной угловой скорости вращения при отрыве, а решается эта задача в опорных условиях —в толчке и предшествующих толчку движениях. Следствием увеличения начальной угловой скорости в тройных прыжках является более высокая максимальная угловая скорость вращения. Если в двойных прыжках сна колеблется в пределах 3 об/с, то в тройных достигает 4—4,5 и даже. 5 об/с. Огромное значение имеет момент достижения пика скорости. Лучшие исполнители многооборотных прыжков максимальной скорости достигают в первой половине безопорного периода. Это позволяет увеличить среднюю угловую скорость вращения, создать возможность для увеличения времени разгруппировки и снизить угловую скорость приземления.

Рис. 38 Прыжок тройной лутц
Рис. 38 Прыжок тройной лутц

Быстрое достижение пика угловой скорости требует исключительно высокого уровня развития специфических скоростносиловых качеств тех групп мышц фигуриста, которые участвуют в группировке. Измерение силовых возможностей отдель-; ных групп мышцу фигуристов высокого класса (и особенно у фитуристок) показало, что низкий уровень развития скоростно-силовых качеств групп мышц, осуществляющих приведение рук и ног к продольной оси вращения, является серьезной преградой в овладении тройными прыжками.

 
Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста. — М: Физкультура и спорт, 1981. — 144 с, ил.
Разделы
Биомеханика движений фигуриста (Мишин А.Н.)
Характеристика движений
Обязательные упражнения. Основы выполнения
Анализ деталей техники выполнения обязательных фигур
Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращательные движения
Прыжковые упражнения
Анализ техники прыжков
Сравнительная характеристика прыжков с различным числом оборотов
Пути повышения числа оборотов в прыжке
Специальные упражнения и устройства в тренировке прыжков
Взаимодействие партнеров в парном катании
Общие положения выполнения поддержек
Механика выполнения тодесов
Вращательный компонент движения в подкрутках
Некоторые методы исследования движений фигуристов
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.009 сек.