Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео PDA версия сайта (Для карманных компьютеров)

Общие положения техники обязательных фигур

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223242526272829   
 

Дуга. Скольжение по дуге — основное движение в фигурном катании вообще и в обязательных фигурах в частности. Рассмотрим требования, соблюдение которых обеспечивает качественное выполнение скольжения.

Положение тела. Во время скольжения продольная ось тела должна быть прямой. Линия плеч и линия бедер перпендикулярны к продольной оси.

Наиболее грубая и опасная техническая ошибка — искривление продольной оси тела в боковом и переднезаднем направлениях. Искривление в боковом направлении возникает в том случае, когда наружное плечо излишне опущено, а внутреннее поднято (рис. 22, б).

Рис. 22. Положения тела при скольжении по дуге: а — правильное; б — неправильное
Рис. 22. Положения тела при скольжении по дуге: а — правильное; б — неправильное

Искривление продольной оси тела обычно происходит после толчка и приводит к неправильному положению свободной ноги и плеч с первых моментов скольжения. Причину искривления оси вперед надо искать в чрезмерном наклоне вперед верхней части туловища, что объясняется инстинктивной боязнью упасть назад при первых шагах на льду (рис. 22, б).

Положение головы. Голова фигуриста, как правило, должна располагаться на продольной оси. В тех случаях, когда фигурист ведет длительный контроль за следом, голову можно слегка наклонить, но туловище при этом должно сохранять прежнее положение.

Положение рук. При скольжении руки должны составлять единое целое с верхней частью туловища (рис. 23). Кисти рук находятся на уровне таза и слегка напряжены. Степень их напряжения меняется: при выполнении толчка, подготовке к повороту, в повороте; после поворота и перетяжки она больше, при выполнении других частей фигуры меньше. Для лучшего ощущения мышц руки начинающим при простом скольжении можно рекомендовать контролировать напряжение последней фаланги среднего пальца. Тогда вся рука, включая кисть, окажется закрепленной в нужной степени, что исключит перенапряжение.

Рис. 23. Положение рук при скольжении: а — правильное; б — неправильное
Рис. 23. Положение рук при скольжении: а — правильное; б — неправильное

Положение опорной ноги. При выполнении элементов опорная нога слегка согнута в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах. Движения ее должны быть мягкими — нога сгибается и разгибается, выполняя роль амортизатора и предотвращая возникновение значительных вертикальных усилий.

Кроме сгибания и разгибания опорная нога постоянно выполняет движения, связанные с поворотами внутрь и наружу.

Положение свободной ноги. Находясь впереди, свободная нога слегка развернута, немного согнута в коленном суставе, носок вытянут и. расположен в 5—10 см от льда. Пятка находится на расстоянии 20—25 см от носка опорной ноги. В положении сзади нога развернута, слегка согнута в коленном суставе, носок вытянут и находится над следом в 10—15 см и в 30—40 см от пятки опорной ноги (рис. 24).

Рис. 24. Положение свободной ноги: а — сзади;  б — спереди
Рис. 24. Положение свободной ноги: а — сзади; б — спереди

При движении вперед из положения сзади свободная нога, не меняя степени супинации, приближается к опорной, выходит вперед и одновременно слегка разворачивается. При движении назад последовательность движений обратная (рис. 25). Признаком высокого мастерства выполнения обязательных фигур является слитность и плавность движений свободной ноги.

Рис. 25. Движение свободной ноги при скольжении: а — правильное;   б — неправильное
Рис. 25. Движение свободной ноги при скольжении: а — правильное; б — неправильное

Участок скольжения конька. При скольжении вперед конец касается льда не всей поверхностью полоза, а лишь его участком длиной около 8—12 см, который сдвинут от середины конька к пятке на 2—3 см. При скольжении назад этот участок смещается на то же расстояние в сторону зубца конька. Рациональное использование участков полоза конька с различной кривизной помогает качественному выполнению фигур. Смена участков конька, так называемый перекат, заключается в том, что детали рисунка с большей кривизной следа следует проходить на более круглых частях полоза. Движения конька должны напоминать движения пресс-папье при промокании чернил (рис. 26). Несмотря на общий характер движения конька в различных элементах, скоростной режим переката различен: самый медленный — в петлях, самый быстрый — в скобках.

Рис. 26. Смена участка скольжения конька
Рис. 26. Смена участка скольжения конька

Как при простом скольжении, так и при выполнении петель и элементов с поворотами очень важно, чтобы смена участка скольжения проходила плавно и непрерывно.

Перетяжка. Перетяжка является важным элементом фигуры в форме параграфа и восьмерки. От точности ее выполнения во многом зависит качество рисунка. Важно так овладеть элементом, чтобы скорость скольжения не только не уменьшалась, но и увеличивалась там, где это необходимо. Рассмотрим общие правила выполнения этой группы элементов.

Вращение плечевого пояса как до смены ребра, так и после нее происходит навстречу закруглению дуги, а таза — в сторону закругления. Перед выполнением перетяжки опорная нога согнута, в момент смены ребра несколько выпрямляется, а затем снова слегка сгибается. Продольная ось тела остается прямой на протяжении всего времени выполнения фигуры.

Необходимо следить, чтобы при подъезде" к перетяжке и после нее стопа свободной ноги была в достаточной степени напряжена,, так как ее расслабление часто искажает рисунок фигуры.

Поворот. Движения при выполнении поворотов можно разделить на основные и вспомогательные. К основным движениям относятся встречное вращение верхней части туловища относительно нижней и перемещение центра тяжести тела в горизонтальной плоскости из одного круга в другой в крюках и выкрюках. К вспомогательным движениям относятся движения опорной и свободной ноги.

Важно учесть, что при подготовке к повороту, в самом повороте и на выезде первостепенное значение имеет поворот плечевого пояса относительно таза и лишь затем положение рук. Своего рода контрольными точками в этих случаях следует считать точки 1 и 2 на линии плеч фигуриста и точки 5 и 4 на линии бедер (рис. 27). Взаимное положение плеч и бедер, величина угла между линиями 1—2 и 3—4 служат критерием скрученности туловища, т. е. степени подготовки.

Рис. 27. Контрольные точки тела
Рис. 27. Контрольные точки тела

Следует стремиться к тому, чтобы линия рук приблизительно совпадала с линией плеч. Недопустимо прижимать к туловищу руки, сгибать в локтях и т. п.

При подготовке и выполнении поворота вперед ведущую роль играют рука и плечо, находящиеся сзади по отношению к направлению скольжения, а при проведении поворота назад — рука и плечо, находящиеся впереди.

Другая важная особенность подготовки к поворотам связана с различной геометрией рисунка в разных поворотах. Если направление скольжения в момент подготовки к повороту совпадает с направлением скольжения после его выполнения (тройка, вы-крюк), то подготовка может длиться вплоть до начала поворота. Если направление скольжения в момент подготовки противоположно направлению скольжения после поворота (скобка, крюк), то подготовка в основном должна быть закончена до начала поворота. Это объясняется тем, что в тройке и выкрюке направление вращения конька в повороте совпадает с направлением закругления дуги после поворота. В скобке и выкрюке оно противоположно закруглению дуги после поворота. Поэтому начинать такие повороты нужно при отсутствии остаточного вращения верхней части туловища, создающегося в процессе подготовки. Вот почему подготовка к скобке и крюку должна быть закончена до начала поворота (тогда остаточное вращение будет несколько нейтрализовано).. Это способствует более правильной форме самого поворота и предотвращает искажение кривой скольжения после поворота.

Вторым основным движением в поворотах является перенос центра тяжести тела из одного круга в другой при выполнении выкрюков и крюков. Это достигается за счет переноса верхней части туловища наружу по отношению к положению динамического равновесия, в результате чего центр тяжести тела перемещается в сторону второго круга и возникает противоположно направленное скольжение по дуге.

К важным вспомогательным движениям относятся сгибание и разгибание опорной ноги. Общее правило вертикальных движений, выполняемых опорной ногой, может быть схематически выражено правилом: низко-высоко-низко. Это значит, что перед выполнением любого поворота опорная нога несколько согнута, во время выполнения разгибается и после поворота вновь слегка сгибается. Полное выпрямление опорной ноги при этом нежелательно.

При перемещении центра тяжести тела вверх (разгибание опорной ноги) первым начинает разгибаться тазобедренный сустав, затем к работе подключаются менее сильные, но более быстрые мышцы коленного сустава. К этому моменту конек начинает въезжать в поворот, и фигуристу нужно выполнить наиболее тонкую, требующую филигранных движений часть элемента — носик. В этом движении участвуют мышцы стопы. Сгибание опорной ноги выполняется в обратном порядке.

При выполнении поворотов свободная нога участвует во встречном движении верхней части туловища относительно нижней. Вместе с тем свободная нога выполняет и специфическую функцию — ее движение облегчает въезд и выезд из поворота. Правильное движение свободной ноги в значительной степени помогает избежать скобления льда коньком и способствует начертанию глубокого симметричного, тонкого поворота с острой вершиной, препятствует возникновению других ошибок.

Петли. За время, длящееся от начала до конца одной петли, фигурист совершает два оборота: один — в результате объезда окружности, второй — в результате объезда самой петли.

При выполнении петли вращательное движение сначала передается от верхней части тела нижней, а затем, во второй половине петли, вращение нижней части прекращается в результате встречного вращения плечевого пояса и рук. Наибольшее количество ошибок в петлях вызвано неправильным положением линии плеч. Тело должно занимать такое положение, чтобы линия плеч была слегка наклонена внутрь дуги, т. е. чтобы внутреннее плечо оказалось несколько ниже наружного.

Специфической особенностью техники выполнения петель является рациональное использование различных участков полоза конька: наиболее крутой участок следа выполняется на более круглой части полоза. Перекат конька должен быть следствием сгибания опорной ноги при сохранении туловища в максимально прямом положении, а не наклона вперед.

Критерием точности движения свободной ноги служит точка в вершине петли. Свободная нога должна догнать опорную не раньше, чем та достигнет вершины петли. Следствием преждевременного выноса свободной ноги вперед является круглая форма петли и затрудненное выполнение последующей перетяжки в восьмерках.

 
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
Разделы
Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)
Глава 1. Введение в специальность
Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 3. Физиологические особенности фигурного катания
Глава 4. Биомеханические основы техники движений фигуриста
Глава 5. Эстетические основы фигурного катания
Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию
Глава 7. Обязательные упражнения
Основные понятия. Терминология
Общие положения техники обязательных фигур
Выполнение элементов фигур
Особенности методики обучения обязательным фигурам
Глава 8. Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращения
Прыжки во вращение
Многооборотные прыжки
Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам
Глава 9. Парное катание
Глава 10. Спортивные танцы на льду
Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ
Глава 12. Методика тренировки программ
Глава 13. Физическая подготовка
Глава 14. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 15. Управление подготовкой фигуристов
Глава 16. Организация и методика многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах
Глава 17. Массовые формы работы по фигурному катанию
Глава 18. Судейство соревнований
Глава 19. Научно-исследовательская работа в фигурном катании
Глава 20. Инвентарь фигуриста
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту
 

Send comments to: , ICQ: 349578476
© Tulup 2005–2014 Все права авторства защищены

Время подготовки страницы: 0.01 сек.