Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Введение

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223   
 

ВВЕДЕНИЕ

Катание на коньках известно как один из древнейших способов передвижения. Необходимость преодолевать неровности на естественно возникавших ледовых путях сообщения — на реках, каналах, озерах — заставляла искать возможности их преодоления. В одном из первых отечественных пособий для конькобежцев «Зимние забавы и искусство бега на коньках с фигурами», изданном в 1938 г., Г. М. Паули писал: «...полезно упражняться в этих прыжках, чтобы с легкостью преодолевать бугры на дороге или лежащие на ней палки, бревна и другие препятствия» *.

Задача преодолевать препятствия обусловливала стремление конькобежцев прыгать как можно дальше и выше.

Другой вид прыжков появился позднее. Он возник в процессе развития и совершенствования так называемых специальных фигур, первоначально имевших форму дуг, спиралей, кругов и постепенно усложнившихся до рисунков, букв, цифр, цветов, вензелей и т. п., начертанных коньками на льду. Возрастающая сложность рисунка требовала в ряде случаев прерывания следа, т. е. подпрыгивания. В этих случаях не ставилась задача достижения большой дальности и высоты прыжка. Таким образом появились прыжки, ставшие, в сущности, безопорными аналогами перетяжек, троек, скобок и других элементов обязательной программы.

Прыжки со значительным перемещением в полете стремительно развивались. Первоначально они напоминали прыжки в длину с разбега. Появились и единицы измерения длины полета — шляпы-цилиндры, поставленные друг за другом, бочки и другие предметы, через которые прыгали конькобежцы.

Кривизна лезвия фигурного конька обусловила возникновение вращательных движений, столь естественных и сравнительно легко выполняемых. В результате появились опорные вращения — пируэты. Синтез пируэта с прыжком вызвал к жизни прыжки с вращением вокруг продольной оси тела фигуриста.

Интересно, что соединение прыжка с пируэтом привело к появлению двух видов прыжков. В 1882 г. норвежский фигурист Аксель Паульсен выполнил прыжок, который позже стал носить его имя. Делал он его с р азбега и прыгал в длину. Несколько позже Г. Фукс выполнял этот прыжок иначе, как бы готовясь к волчку с небольшого хода, в результате чего прыжок получался на месте, причем после прыжка он оставался стоять в той же точке, в которую приземлился. Н. А. Панин писал, что если прыжок Паульсена отвечал петле с тройкой, то прыжок Фукса напоминал «перепрыгнутый пируэт».

В дальнейшем эти две разновидности прыжка совсем разделились. Появились прыжки с вращением в полете и длинным выездом из вращения, отличающиеся большой длиной. Они получили название многооборотных. Прыжки со сравнительно небольшой длиной, в которых вращение продолжается и после приземления, стали называться прыжками во вращение.

Произвольное катание в соревнованиях первого десятилетия нашего века состояло из танцевальных шагов, вращений и поворотов, взятых из школьных фигур. Недаром катание тех времен назвали «земным».

Когда прыжки стали элементами фигурного катания, принято было считать, что они доступны далеко не каждому и для успешного их выполнения требуется особая одаренность. Выдающиеся спортсмены включали тогда в свои программы два-три сложных прыжка. Сложными считались лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота.

Однако роль прыжков постоянно возрастала.

«Программа произвольного катания без выдающихся прыжков с поворотами в воздухе в настоящее время неизбежно покажется неинтересной и недостаточно трудной. Мы едва ли ошибемся, сказав, что этот вид упражнений прочно занял теперь ведущее место в разделе свободного катания», — писал Н. А. Панин*.

В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют всеми наиболее распространенными двойными прыжками, прыжком двойной аксель, а также тремя, реже четырьмя, тройными прыжками: сальховом, тулупом и риттбергером.

На чемпионате мира 1976 г. наиболее сложный набор прыжков среди мужчин показал американский фигурист Терри Кубичка. Он исполнил пять тройных прыжков, четыре из них — разные: дважды тройной сальхов, тройной флип, дважды двойной аксель, тройной лутц, тройной тулуп.

Среди девушек наибольшее число тройных прыжков было в программе юной советской фигуристки Елены Водорезовой: два тройных тулупа и один тройной сальхов. Е. Водорезовой принадлежит своего рода рекорд — на чемпионате Европы 1976 г. она выполнила в обязательной программе произвольного катания каскад прыжков: двойной флип — тройной тулуп.

Интересно, что выдающиеся фигуристы прошлого также владели прыжками в 2; 2,5 и 3 оборота. Дик Баттон, победитель чемпионатов мира 1948—1952 гг., в свои произвольные программы включал не только двойные прыжки, прыжки в 2,5 оборота, но и тройные - сальхов и петлю. Давид Дженкинс, выигрывавший золотую медаль чемпиона мира в 1957—1959 гг., превосходно выполнял прыжок в 2.5 оборота, тройной сальхов и тройную петлю. Дональд Джексон еще в 1962 г. на первенстве мира в Праге впервые выполнил тройной лутц, который с тех пор повторен в официальных соревнованиях лишь несколькими спортсменами. Высоким мастерством исполнения многооборотных прыжков отличались Рони Робертсон, Джон Мак-ферсон, Томми Литц, Нобио Сато, Алэн Кальма, Эммерих Данщер, Тим Вуд, Сьёкье Дийкстра, Пегги Флеминг, Габриэль Зейферт, Лев Михайлов, Валерий Мешков, Сергей Четверухин, Юрий Овчинников и другие фигуристы.

В последние годы прыжки в 2,5 и 3 оборота перестали быть уникальными, их выполняют на многих национальных и международных турнирах. Значительно выросло число спортсменов, владеющих названными прыжками. Однако качественно арсенал прыжков в последние два десятилетия расширялся медленно.

Закономерно предположить в ближайшее время возможность увеличения числа оборотов исполняемых прыжков и расширения арсенала многооборотных. Это означает переход на новый, более высокий уровень мастерства, выражающийся в выполнении наиболее сложных тройных, а также прыжков с числом оборотов более трех.

Фигурное катание на коньках со дня первых международных соревнований претерпело значительные изменения. Техника катания, правила и программа соревнований продолжают меняться и в настоящее время. В программу первых соревнований по фигурному катанию на коньках входило исполнение обязательных и специальных фигур и произвольное катание. В дальнейшем соревнования по специальным фигурам были отменены.

Соотношение обязательной и произвольной программ в общем результате первоначально составляло 60 и 40%. Затем Международный союз конькобежцев (ИСУ) принял решение еще больше повысить удельный вес произвольного катания, и соотношение стало 50 и 50%. На 34-м конгрессе ИСУ, состоявшемся в 1971 г., было решено уменьшить число обязательных фигур, исполняемых в соревнованиях, до трех и ввести обязательную программу произвольного катания. В конце 1972 г. соревнования по фигурному катанию превратились в троеборье, в котором уже два вида представляют собой произвольное катание, дающее 60% общей суммы баллов. С 1975 г. значение произвольной программы еще более возросло: сумма баллов, которую можно получить за исполнение обязательных фигур, была уменьшена на 10%, а за произвольную программу настолько же увеличена. Таким образом, в настоящее время за произвольное катание можно получить 70% общей суммы баллов, а за обязательные фигуры только 30%.

Совершенно определенно исторически прослеживается тенденция повышения роли произвольного катания. Каковы критерии оценки произвольной программы? Что является главным, определяющим техническое мастерство фигуриста? Анализ произвольных программ и результатов соревнований различных периодов развития этого вида спорта показывает, что главное, решающее — это уровень исполнения всего комплекса элементов фигурного катания, на вершине которого стоят прыжки. В последние годы роль прыжковой подготовки фигуриста еще более возросла. Именно многооборотные прыжки, в наибольшей мере отражающие атлетические возможности спортсмена, стали главным техническим компонентом современного произвольного катания. Яркое подтверждение тому — чемпионаты СССР, Европы и мира, на которых высокие места в произвольном катании занимают фигуристы, обладающие совершенной техникой выполнения многооборотных прыжков. Обязательная программа произвольного катания включает семь элементов, четыре из которых имеют прыжковой характер. Состав элементов этой так называемой короткой программы отчетливо демонстрирует тенденцию к возрастанию значения прыжков.

В современном фигурном катании именно владение новыми сложнейшими прыжками дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками.

Все прыжки в фигурном катании могут быть классифицированы по группам. По способу отталкивания их можно разделить на реберные, в которых толчковую ногу ставят на лед ребром конька, и носковые — в них толчковую ногу ставят на лед передней частью, в основном на зубцы.

Толчок в реберных прыжках осуществляется одной ногой, в носковых — двумя, причем опорная нога скользит на ребре, а толчковая ставится на носок конька. В носковых прыжках фигурист отрывается ото льда сначала опорной ногой, которая таким образом становится маховой, а затем толчковой.

Если в прыжках направление вращения тела в полете совпадает с направлением закривления дуги, на которой выполняется подготовка к толчку и толчок, то направление условно называют положительным. В прыжках с так называемым отрицательным направлением тело в полете вращается в сторону, противоположную направлению закривлений толчковой дуги.

Прыжки, в которых фигурист приземляется на толчковую ногу, называются прыжками без смены ноги, а те, в которых приземление происходит на маховую ногу, принято называть прыжками со сменой ноги.

По числу оборотов различают прыжки без вращения в полете, а также с поворотом тела на 0,5; 1; 1,5; 2; 3; 3,5 и т. д. оборотов.

Прыжок в фигурном катании на коньках состоит из взаимосвязанных движений отдельных частей тела. Изучение таких движений целесообразно вести на основе метода дифференциации. Известный русский фигурист Н. А. Панин рекомендует изучать технику фигурного катания именно аналитическим методом:

«По своей технике фигурное катание относится к весьма сложным видам произвольных движений. Чтобы легче и надежнее подойти к первому этапу овладения этой техникой, надо знать механическую сущность и значение каждого телодвижения при выполнении всех элементов катания в их бесконечной разнообразной связи и сложности» *.

Поскольку части прыжка имеют непрерывно изменяющиеся характеристики, то возможны различные варианты разделения прыжка. Исходя из общепринятой схемы анализа спортивных прыжков и опираясь на специфические особенности прыжков в фигурном катании, можно прыжок разделить на периоды и фазы:

  1. Период разбега. Он включает фазу приобретения скорости и фазу подготовки к волчку.
  2. Период толчка. В него входит фаза амортизации и фаза активного отталкивания.
  3. Период полета. Он состоит из фазы группировки и фазы разгруппировки.
  4. Период приземления. В него входит фаза амортизации и фаза выезда.

Какие же движения выполняет фигурист в этих периодах и фазах и какие двигательные задачи решает?

Период разбега. В фазе приобретения скорости спортсмен разбегается до скорости, необходимой для выполнения прыжка, чтобы придать телу кинетическую энергию поступательного движения.

В фазе подготовки к толчку он прекращает увеличивать скорость движения, переходит к скольжению по инерции, чтобы четко определить направление своего движения и, исходя из этого, должным образом направить траекторию толчковой дуги, далее — уравнять скорости движения отдельных звеньев и придать телу положение, обеспечивающее оптимальное выполнение толчка.

Период толчка. В фазе амортизации происходит сгибание опорной ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах и одновременно отведение маховой ноги и рук в положение, из которого выполняют маховые движения. В фазе активного отталкивания в результате энергичного разгибания в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, сопровождающегося маховыми движениями рук и ноги, тело фигуриста приобретает вертикальную скорость, достаточную, чтобы оторваться от поверхности льда. Эта фаза наиболее ответственная — в ней спортсмен сообщает своему телу поступательное и вращательное движение, создает условия для устойчивого движения продольной оси тела в полете.

Период полета. Приближая звенья тела к оси вращения, фигурист в фазе группировки увеличивает приобретенную в толчке угловую скорость, чтобы за время полета совершить необходимое число оборотов. В фазе разгруппировки, удаляя звенья тела от оси вращения, он уменьшает угловую скорость, чтобы предотвратить чрезмерное вращение тела вокруг продольной оси в период приземления.

Период приземления. Сгибая опорную ногу, фигурист в фазе амортизации переходит к скольжению по дуге так, чтобы погасить вертикальную скорость, преобразовать остаточное вращение вокруг продольной оси в скольжении по дуге приземления и не допустить чрезмерного уменьшения горизонтальной скорости движения. В фазе выезда спортсмен разгибает опорную ногу, добивается устойчивого скольжения в требуемой позе.

Такое деление прыжка имеет много общего с делением, принятым в других видах спортивных прыжков: в гимнастических и акробатических прыжках, в прыжках в воду, на лыжах с трамплина и пр. При внешней схожести, заключающейся в наличии безопорной фазы, обращает внимание принципиальное отличие прыжка фигуриста от других подобных упражнений. Главной особенностью прыжков в фигурном катании является накопление кинетической энергии при скольжении по льду и использование ее в условиях скольжения по дуге. Роль мышц при этом заключается не столько в выполнении толчка вперед-вверх, сколько в точнейшем управлении процессом преобразования энергии скольжения в энергию полета.

Для успешных занятий фигурным катанием спортсмен должен обладать разнообразными качествами — общими для всех видов спорта (настойчивость, последовательность в достижении цели, атлетизм и др.) и специальными для избранного. Для фигуриста важны хорошие конституционные данные, музыкальность, выразительность, волевой характер. Способности юного фигуриста начинают проявляться в первые же годы занятий на льду. У одних хорошо получаются обязательные фигуры, у других — шаги, третьи хорошо вращаются или отличаются танцевальностыо. Практика обучения доказала, что наиболее сложно развить у спортсмена способность к выполнению многооборотных прыжков.

Одаренность ребенка к прыжкам следует анализировать с двух позиций. Прежде всего, с точки зрения высоты и длины его прыжков, способности использовать скорость, полученную при разбеге, склонности к свободным маховым движениям в толчке. Далее, исключительное значение имеет способность к вращательным движениям вокруг продольной оси тела в полете. Умение резко сгруппироваться, добиться высокой скорости вращения в полете, сохраняя при этом устойчивое положение оси вращения, — основа многооборотных прыжков. Хорошо, если оба эти качества сливаются воедино. В противном случае более перспективным следует считать фигуриста с выраженными способностями к вращению в полете. Как правило, используя специальные упражнения, легче увеличить высоту прыжка, чем развить способность к вращению в полете. Кроме того, спортсмены с выраженной одаренностью к вращательным движениям отличаются большей стабильностью навыка при выполнении многооборотных прыжков. Это качество особенно ярко проявляется во время соревнований.

В предлагаемой книге сделана попытка познакомить читателя с некоторыми положениями техники и методики обучения прыжкам, результатами анализа техники прыжков, сопоставить приемы обучения многооборотным прыжкам, которые сформировались в практике обучения фигурному катанию ведущих мировых школ, и в первую очередь советской, американской, канадской и Германской Демократической Республики.

 
Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.
Разделы
Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Введение
Основы техники прыжков
Одноопорное скольжение
Разбег
Толчок
Полет
Приземление
Техника тройных прыжков
Методика обучения прыжкам
Общие положения
Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка
Обучение толчку
Совершенствование движений в полете
Основные ошибки в приземлении
Особенности основных прыжков
Реберные прыжки
Носковые прыжки
Каскады прыжков
Прыжки во вращение
Прыжки в парном катании
Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков
Специальная прыжковая подготовка фигуриста
Методы исследования прыжков
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.009 сек.