Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Не едут новые коньки(

Автор
Сообщение
Татоша
Сообщений: 2
10.02.2014, 14:02
Не едут новые коньки(
Вчера купила новые коньки, ну как новые... Новые для меня, а на самом деле слегка бу. Богас Дагмар. Когда мерила, была счастлива, так как ботинок сел как влитой, нигде не жмет, не давит. Но радость была не долгой((( Стоило выйти на лед, поняла что коньки не едут. Едут, конечно, но для этого нужно прикладывать неимоверное количество усилий и удовольствия никакого( Может дело в заточке? Заточены с желобком, довольно сильным. И еще ощущение, что левый конек скользит еще хуже чем правый. Что делать? Перетачивать? Или вообще все дело в том, что сами коньки -не очень?
Ответов:  56
Страницы: 1 2 3
klm724
Сообщений: 5
Тольятти
26.04.2014, 23:24
Амарант К сожалению с кривоватой. Но не с кривой, а просто с кривоватой, на правом коньке с внутренней стороны передней части пятак чуть отстаёт от подошвы. Насчет испорченности лезвий пока может быть всё не так драматично, хруст ущел, коньки поехали, но есть желание на пятке лезвие подвинуть внутрь в пределах овала.
klm724
Сообщений: 5
Тольятти
26.04.2014, 23:48
bregaladспасибо за информацию, все шурупы в оваах установлены так, что я могу подвинуть лезвие именно во внутрь, и это должно помочь, в носке лезвия на обоих ботинках стоят верно, а в пятках одинаково с возможностью сдвига только во внутрь. Я правильно понимаю, если сдинуть лезвия , покататься и если ситуация исправится , то крепиться придётся через другие, как бы новые отверстия?
Амарант
Сообщений: 34289
27.04.2014, 01:36
klm724 пишет:
К сожалению с кривоватой
для эдеи это, к сожалению, частая проблема, но грамотный установщик ее легко решает с помощью кожаных прокладок.
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
28.04.2014, 12:31
klm724 пишет:
Я правильно понимаю, если сдинуть лезвия , покататься и если ситуация исправится , то крепиться придётся через другие, как бы новые отверстия?

Непонятно, у Вас что, лезвия закреплены лишь шурупами в овальных отверстиях (2 в передней части и 2 на каблуке)? Если так, то это просто уму непостижимо.

В инструкциях на этот счет 2 мнения:
1) при установке на большинстве типов ботинок допускается оставляь незадействованной одну дырочку в передней площадке и одну на каблуке, чтобы облегчить будущую переустановку лезвий, если таковую придется делать;
2) в случае ботинок Edea инструкция по установке с сайта Edea предписывает обязательно устанавливать все шурупы, задействуя все дырочки!

Все это не так уж безобидно. Если установлены не все шурупы, то нагрузка на установленные сильно возрастает и в результате они начинают разбалтываться, расширяя дырки в подошве — Good bye ботинки!

Овальные дырки случат лишь для предварительной установки (читай здесь). Основную нагрузку должны брать на себя шурупы с коническими головками, которые устанавливаются в круглые отверстия. Некоторые коньки уровня ниже среднего (Wifa Prima Set, например) продаются с уже предустановленными лезвиями (фигурные ботинки среднего и высшего уровня — никогда!), и там каждое лезвие установлено лишь на 4 шурупа (в дырках с овальными отверстиями), чтобы лезвия можно было чуть настроить под конкретного человека, сдвигая лезвия в сторону. Остальные шурупы не завернуты только потому, что нужно дать возможность подобной коррекции. После коррекции необходимо завернуть все шурупы, немного покататься (чтобы лезвия окончательно встали на место, а подошва обмялась по установочным площадкам), и после этого, выворачивая по одному шурупу, вновь плотно закрутить каждый с каплей двухкомпонентного эпоксидного клея (один выкручиваешь, туго закручиваешь с клеем, и только потом переходишь к следующему!). Только в таком случае можно быть уверенным в своих коньках.
klm724 пишет:
если сдинуть лезвия , покататься и если ситуация исправится , то крепиться придётся через другие, как бы новые отверстия?

Если всё же я неправильно Вас понял и у Вас лезвия установлены на все шурупы, то при необходимости коррекции придется сначала заделывать старые дырочки в подошве — операция сложная и кропотливая. Поэтому сначала тщательно взвесть все за и против (возможно, проблема не в положении лезвий). В двух словах, у ботинок с кожаной подошвой дырки заделываются смесью, состоящей из кожаной крошки, эпоксидного клея, аллюминиевой пудры и пластификатора, очень хорошо и подробно это описано на форуме Скейткласса, читай здесь.
http://skateclass.borda.ru пишет:

Для ремонта понадобятся:
1. Наждачная бумага мелкая и крупная
2. Небольшая удобная дрель
3. Сверла 2мм, 3мм и 6мм
4. Хорошая, точно подходящая по размеру шурупов крестовая отвертка.
5. Шило
6. Острый перочинный или обувной нож
7. Преобразователь ржавчины любой, можно автомобильный
8. Растворитель или ацетон
9. Эпоксидная смола, отвердитель и пластификатор для нее. Вам нужна ЭД20 или импортные аналоги, отвердитель ТЭТА, и пластификатор ДБФ. Поищите в инете где ближе вам купить. В Москве например: http://www.epoksid.ru/
10. Воск или малярный скотч.
. . .
Теперь к старым отверстиям от шурупов. Для начала их надо почистить. Нужно взять сверло на 3 или 2.5 мм и на малых оборотах дрели пройтись им по всем старым отверстиям. Сверло имеет форму винта Архимеда и с легкостью выкинет из отверстий мусор и остатки клея, если таковой был. Берем ремень и нарезам его в крошку 2мм, чем мельче, тем лучше. Затем разводим эпоксидку с пластификатором 10:1, подмешиваем серебрянку до металлика и добавляем отвердитель в таком же кол-ве что и пластификатор. Высыпаем кожанную крошку в готовую смолу, размешиваем и даем ей пропитаться минут 5. После этого плотно набиваем этой крошкой отверстия(заметте именно крошкой, а не эпоксидкой, это важно!), можно даже чем-нибуть с силой уплотнить кожанную крошку в отверстии. Через 24 часа все будет готово.
. . .
Установка лезвия. Для того чтобы винты правильно встали в композите, которым заполнены старые отверстия, нужно сделать заходные направляющие. Шилом в центрах отверстий накалываем керн для сверления. Сверлом 2мм засверливаем направляющие в подошве на 5мм и на 15м в каблуке. Следите чтобы направляющие были строго перпендикулярны плоскости подошвы и каблука, если нужно попросите помощи у кого-нить - 4 руки это сила! Сверлом 6мм делаете зенковку в местах установки шурупов на подошве, это нужно для компенсации расширения при вкручивании. Прикручивайте лезвие уверенными четкими движениями, можно попросить опять же кого-нить сделать это если не достаточно силы. Итак, лезвие прикручено, но установка еще не закончена. Теперь выкручиваем каждый винт по одному и сажаем их на готовую смолу без пластификатора и наполнителя. Капельку смолы помещаем в отверстие, не забывая аккуратно размазать чуть-чуть в зенковке на лезвии, и закручиваем шуруп. После этого излишки смолы вытираем, и через 24 часа инвентарь можно использовать.

P.S. Прикиньте, какой мастер будет все это делать? Это и есть ответ на ваш вопрос про мастера.
Амарант
Сообщений: 34289
28.04.2014, 15:25
bregalad пишет:
В двух словах, у ботинок с кожаной подошвой дырки заделываются смесью, состоящей из кожаной крошки, эпоксидного клея, аллюминиевой пудры и пластификатора, очень хорошо и подробно это описано на форуме Скейткласса, читай здесь.
Володя, опять Эдея!! Где ты у Эдеи видел кожаную подошву?
Все время ощущение, что ты пишешь не конкретному адресату, а какому-то воображаемому..
bregalad пишет:
Непонятно, у Вас что, лезвия закреплены лишь шурупами в овальных отверстиях (2 в передней части и 2 на каблуке)? Если так, то это просто уму непостижимо.
что тут непостижимого? Лезвия ставятся на установочные шурупы, проверяются на льду, корректируются и уже потом ставятся на все остальные. Смысл ихставить на все, если потом возможно понадобится корректировка?
Я на установочных каталась год,(!) активно прыгая на них. Не горжусь своим не бережным отношением к конькам, но и никакой трагедии с ними не произошло, возможно пластиковая подошва Эдеи менее склонна к разбалтыванию отверстий шурупов. Но ничего не разболталось и до сих пор крепко стоит.
fmv-sport
Сообщений: 528
Москва
28.04.2014, 23:25
Амарант пишет:
Володя Все время ощущение, что ты пишешь не конкретному адресату, а какому-то воображаемому

Слава богу, что еще есть разумные люди!
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
29.04.2014, 15:23
Амарант пишет:
bregalad пишет:
В двух словах, у ботинок с кожаной подошвой дырки заделываются смесью, состоящей из кожаной крошки, эпоксидного клея, аллюминиевой пудры и пластификатора, очень хорошо и подробно это описано на форуме Скейткласса, читай здесь.

Володя, опять Эдея!! Где ты у Эдеи видел кожаную подошву?

Потому что про технологию заделывания отверстий в пластиковой подошве я ничего не знаю, поэтому и опасаюсь здесь давать советы. Хотя, думаю, она вполне может быть сходной, надо использовать вариант эпоксидки, пригодный для пластика, и обязательно какой-нибудь наполнитель — возможно, та же кожаная крошка подойдет.

В любом случае, та информация, которую я процитировал, полезна всем. Она хотя бы предостережет людей от бездумной смены или переустановки лезвий, даст почувствовать, насколько это кропотливая работа, если выполнять ее качественно (за час или два ее не сделать).
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
29.04.2014, 15:27
fmv-sport пишет:
Слава богу, что еще есть разумные люди!

Уважаемый fmv-sport, Вы в основном на форуме занимаетесь саморекламой. Это тоже полезно, но при этом некорректно нападать на других участников, которые стремятся поделиться и своим, и чужим опытом, передать некоторую информацию. Я понимаю, что есть огромное количество людей, которые никогда даже отвертку в руки не возьмут, но есть и немало обратных примеров. Форум существует и для тех, и для других.
Амарант
Сообщений: 34289
29.04.2014, 15:28
bregalad пишет:
Если всё же я неправильно Вас понял и у Вас лезвия установлены на все шурупы, то при необходимости коррекции придется сначала заделывать старые дырочки в подошве — операция сложная и кропотливая. Поэтому сначала тщательно взвесть все за и против (возможно, проблема не в положении лезвий). В двух словах, у ботинок с кожаной подошвой дырки заделываются смесью, состоящей из кожаной крошки, эпоксидного клея, аллюминиевой пудры и пластификатора,

bregalad пишет:
Потому что про технологию заделывания отверстий в пластиковой подошве я ничего не знаю, поэтому и опасаюсь здесь давать советы

Поэтому даешь советы по заделыванию кожанной подошвы для пластиковой Эдеи?
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
29.04.2014, 15:37
Амарант пишет:
bregalad пишет:
Непонятно, у Вас что, лезвия закреплены лишь шурупами в овальных отверстиях (2 в передней части и 2 на каблуке)? Если так, то это просто уму непостижимо.

что тут непостижимого? Лезвия ставятся на установочные шурупы, проверяются на льду, корректируются и уже потом ставятся на все остальные. Смысл ихставить на все, если потом возможно понадобится корректировка?
Я на установочных каталась год,(!) активно прыгая на них.

На шурупах в овальных отверстиях можно лишь осторожно выйти на лед и попробовать коньки без серьезных элементов типа вращений или прыжков. Потом надо обязательно выполнить окончательную установку, и только после этого использовать коньки в хвост и в гриву. То, что ты в течение года каталась на четырех установочных шурупах, свидетельствует лишь о твоем абсолютно наплевательском отношении к конькам (я бы вообще постыдился о таком писать на форуме: понятно, когда так поступают дремучие чайники, которые ничего не понимают, но ты к ним явно не относишься). Для меня подобное понять трудно, у меня вообще к конькам отношение наполовину сакральное (может быть, из-за того, что я в юности мечтал их купить, но тогда это было невозможно, коньков больших размеров не было в магазинах); день, когда я купил свои первые "настоящие" коньки Risport RF3 Super + MK Professional, был одним из самых счастливых в моей жизни (плюс к тому на льду сразу стали получаться вращения в 10 оборотов, до этого не больше 3-4), и с тех пор у меня к конькам отношение ненормальное, возможно, слишком гипертрофированное — физически не могу, например, отдать их точить в чужие руки. Но подобное отношение свойственно многим в сходных ситуациях, когда от интентаря зависит не меньше половины успеха: музыкантов к своим инструментам (многие не переносят, когда до их ниструментов даже дотрагиваются другие), байкеров к мотоциклам и т.п.
Амарант
Сообщений: 34289
29.04.2014, 16:04
bregalad пишет:
На шурупах в овальных отверстиях можно лишь осторожно выйти на лед и попробовать коньки без серьезных элементов типа вращений или прыжков.

Володя, у меня лезвия стояли не на четырех, а на шести. То есть были задействованы четыре овальные и два круглых отверстия.
Сейчас посмотрела на лезвия (ты их, кстати, не раз видел) они до сих пор стоят на девяти шурупах вместо 12ти. Как ты этого не заметил? Конькам уже лет семь, лезвие стоит мертво, ничего не болтается. Эксплуатировались первые года три после установки достаточно активно.

Тем, что я долго каталась на одних установочных я не горжусь, уже писала, и никому так делать не советую. Но, повторюсь, с моими коньками ничего ужасного из-за этого не случилось. Ты ж ведь написал что пипец караул если у дяденьки на установочных шурупах коньки, кататься нельзя )) Можно и нужно, но недолго. Понять подходит ли установка и сразу закрепить остальные шурупы.

bregalad пишет:
и с тех пор у меня к конькам отношение ненормальное, возможно, слишком гипертрофированное — физически не могу, например, отдать их точить в чужие руки. Но подобное отношение свойственно многим в сходных ситуациях, когда от интентаря зависит не меньше половины успеха: музыкантов к своим инструментам (многие не переносят, когда до их ниструментов даже дотрагиваются другие), байкеров к мотоциклам и т.п.

а явот не знаю писаниста, который бы сам себе рояль настраивал.. Все-таки если есть хороший мастер своего дела (в данном случае установки и заточки), можно не заниматься изобретением велосипедов, а отдавать инвентарь в опытные руки. Ты удивишься, но у спортсменов-сборников тоже мало желания самостоятельно точить свои коньки и устанавливать лезвия, хотя вроде как от инвентаря у них зависит гораздо больше, чем у взрослого-любителя. Ходят точиться/ ремонтировать коньки/ставить лезвия все по тем же адресам. Ты как-то всегда слишком категорично настроен против мастеров заточки/установки.
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
01.05.2014, 01:25
Амарант пишет:
Тем, что я долго каталась на одних установочных я не горжусь, уже писала, и никому так делать не советую. Но, повторюсь, с моими коньками ничего ужасного из-за этого не случилось. Ты ж ведь написал что пипец караул если у дяденьки на установочных шурупах коньки, кататься нельзя

Я на своей машине проехал 100 тыс км без ручного тормоза и звукового сигнала (сейчас уже всё исправил). Жив, как видишь, но, понятно, рисковал я сильно больше, чем если бы эти системы были исправны. Так что подобный опыт ничего не доказывает, а инструкции (правила и т.п.) лучше все-таки соблюдать.
Амарант пишет:
Ты удивишься, но у спортсменов-сборников тоже мало желания самостоятельно точить свои коньки и устанавливать лезвия

Они меняют коньки раз в год или даже чаще, коньки для них — расходный материал. К тому же они им достаются, наверно, даром, отсюда и совсем другое отношение.
Амарант пишет:
Ты как-то всегда слишком категорично настроен против мастеров заточки/установки.

У меня был крайне негативный опыт. Но больше меня даже настораживает отсутствие трепетного отношения к работе у тех, кого я видел. И уж точно большинство из них не склонны возиться с коньками по нескольку часов, а иногда это бывает необходимо.
Амарант
Сообщений: 34289
01.05.2014, 02:37
bregalad пишет:
Я на своей машине проехал 100 тыс км без ручного тормоза и звукового сигнала (сейчас уже всё исправил). Жив, как видишь, но, понятно, рисковал я сильно больше, чем если бы эти системы были исправны.
я часто впадаю в ступор от твоих сравнений Коньки на установочных шурупах и машина без гудка и ручника - вещи несравнимые вообще. И рисковал не столько ты, сколько окружающие, особенно пешеходы :( Хорошо, что все хорошо закончилось..
bregalad пишет:

У меня был крайне негативный опыт. Но больше меня даже настораживает отсутствие трепетного отношения к работе у тех, кого я видел. И уж точно большинство из них не склонны возиться с коньками по нескольку часов, а иногда это бывает необходимо.
Просто тебе не попался хороший мастер. И в результате тебе приходится возиться с коньками по нескольку часов без всякой необходимости - тебе приходится вручную делать работу, которая на станке делается за несколько минут. но это, конечно, твое личное дело, в конце концов можео это рассматривать как способ медитации и приятного времяпрепровождения
Мы уже много обсуждали здесь, что с коньками не всегда все так просто и не всегда можно просто по инструкции поставить лезвия на ботинки. Не так уж редки случаи, когда установщику при установке приходится исправлять различный небольшой брак инвентаря. Если такую установку поручить любителю со стандартной инструкцией в руках, коньки можно будет выбросить. Так что не все так просто..
Игорь М
Сообщений: 80
02.05.2014, 18:00
Большинство инструкций по эксплуатации можно смело выбрасывать с момента их написания. Их пишут разработчики сами эксплуатацией техники не занимающиеся. Большинство людей все эти инструкции вообще не читает. Сейчас значительная часть техники поставляется без инструкций. Редкие желаюцие их почитать могут найти их в интернете. Я вешу 90 кг, не один год катался на 7 шурупах. Ни один ни разу не раскрутился. А ставить шурупы на эпоксидный клей - это паранойя. На это способны только любители. Я думаю, что ни одному профессионалу это и в голову не придет.
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
03.05.2014, 16:48
Амарант пишет:
И рисковал не столько ты, сколько окружающие, особенно пешеходы

Сразу видно, что ты не водишь машину (но опять начинаешь рассуждать о том, в чем ничего не понимаешь). Ручной тормоз во время движения никакого отношения к безопасности не имеет, им никто не пользуется для экстренных торможений (он не способен остановить машину); чайники иногда пользуются им для троганья с места на горке, но любой опытный водитель обходится без него. Еще теоретически ручной тормоз может пригодиться, если основной откажет, но такое бывает только в фантастических фильмах (обычный тормоз имеет 2 раздельных независимых контура, каждый тормозит по 3 колеса, оба передних и одно заднее, в переднем тормозном устройстве в моей Ниве на каждом колесе объединены 3 независимых цилиндрика, т.е. всего рабочих тормозных цилиндров 8, главных 2 — он исключительно надежен). На стоянке машина ставится на скорость (первую или заднюю). Единственное разумное использование ручного тормоза — это остановиться и даже выйти из машины, не выключая двигатель. Но последнее как раз крайне опасно (ручной тормоз всегда очень ненадежен и даже в полностью исправном и отрегулированном состоянии совсем слабенький), так что наличие ручного тормоза и привычка им пользоваться — вернее, привычка полагаться на него — скорее повышает опасность, чем уменьшает ее. (А когда сидишь в неподвижной машине и двигатель работает, например, на перекрестке, то всегда правая нога на педали рабочего тормоза; для автомобилей с автоматической коробкой это вообще необходимость!)

Что же касается звукового сигнала и применения его против пешеходов, то это тоже неправильная практика: подъезжая к месту, где могут на дорогу выбегать пешеходы, ты должен предвидеть все возможности и обязательно снизить скорость, чтобы иметь возможность остановиться, даже если тебе под колеса намеренно прыгнет самоубийца. Звуковой сигнал только мешает, пешеход может быть глухим, если не глухой, то внезапный сигнал его может дезориентировать и т.п. При любом движении пешехода в сторону проезжей части надо остановиться и пропустить его (даже когда он переходит дорогу в запрещенном месте или на красный пешеходный светофор), а не сигналить по-хамски.

Звуковой сигнал полезен в единственной ситуации: когда автомобиль слева от тебя, не заметив тебя (посколько ты в мертвой зоне зеркала), начинает перестраиваться вправо. И то, сигнал здесь может и не помочь, поэтому просто никогда нельзя ехать бок о бок с автомобилем на соседней полосе (автомобилям следует располагаться в шахматном порядке).
Амарант пишет:
И в результате тебе приходится возиться с коньками по нескольку часов без всякой необходимости

Я своими коньками пользуюсь уже лет 5. Раз в 5 лет потратить время на качественную установку лезвий не так уж и страшно. Подтачиваю я их (вручную, без станка) также не часто — 2-3 раза в год, только перед соревнованиями. Занимает это 10 минут на каждое лезвие и в сумме отнимает времени намного меньше, чем визит в мастерскую по заточке, ожидание в очереди и т.п.
bregalad
Сообщений: 11146
Москва
03.05.2014, 16:51
Игорь М пишет:
Ни один ни разу не раскрутился. А ставить шурупы на эпоксидный клей - это паранойя.

Здесь, на нашем форуме, одна вполне реальная девушка, перечисляя, что она носит с собой в сумке вместе с коньками, написала: "отвертку, чтобы подкручивать шурупы".

Кстати, шурупы не раскручиваются, а разбалтываются.
Амарант
Сообщений: 34289
04.05.2014, 16:48
bregalad пишет:
Сразу видно, что ты не водишь машину (но опять начинаешь рассуждать о том, в чем ничего не понимаешь). Ручной тормоз во время движения никакого отношения к безопасности не имеет,
я вообще-то про гудок писала. Кажется это было очевидно. Просто снижать скорость там, где могут быть пешеходы - это лучше самому пешеходом стать. Пишу как житель деревни, с самым высоким процентом смертности от ДТП по ЛО.
Ну и раз тут разговор о соблюдении инструкций, то вот
http://ru-cars.net/rules/pdd-comments/19/8/
И вот
http://auto.mail.ru/info/pdd/?id=28 пункт 7, подпункт 7,2.
Неисправности при которых запрещена эксплуатация транспортного средства
"неисправный звуковй сигнал"
Амарант
Сообщений: 34289
04.05.2014, 17:20
bregalad и заодно там же пункт 1 подпункт 1,5
"1.5. Стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние:"


Так скажи - почему ставить лезвия на коньки без клея (вопреки инструкции по устанвке) смертный грех, а эксплуатировать автомобиль без ручника и гудка (вопреки правилам и инструкциям ПДД) - ничего особенного?
Несопоставимые по степени возможных последствий вещи..
Игорь М
Сообщений: 80
05.05.2014, 16:49
Брегалад!
Вы меня удивили. Все резьбовые соединения имеют свойство именно РАСКРУЧИВАТЬСЯ. Это общепринятый термин и полностью отражает происходящий физический процесс. Ваш любимый эпоксидный клей - один из методов профилактики именно самораскручивания. Хотя обычно применяют просто краску.
А по поводу отвертки, постоянно носимой в дамской сумочке.....
По моим наблюдениям, если бы Вы там нашли трактор Т-25, то я бы тоже не удивился.
Я сам видел женщин, которые за тренировку по три раза пытались перерегулировать установку лезвий даже не снимая ботинок. Хотя я лично в этих экспериментах проку не вижу. Дело обычно не в установке лезвия, а в отсуствии или недостатке навыка.
На мой взгляд в фигурном катании есть три вида извращенцев:
- те, кто у лезвий за 12 000 руб стачивает зубцы;
- те, кто у лезвий за 12 000 руб обрезает пятки;
и те, кто в ботинки за 14000 руб вворачивает шурупы на эпоксидном клее.
Амарант
Сообщений: 34289
05.05.2014, 16:59
Игорь М пишет:
Вы меня удивили. Все резьбовые соединения имеют свойство именно РАСКРУЧИВАТЬСЯ

Резьбовые соединения раскручиваются, если вкручены в достаточно жесткую основу. А если основа в месте соединений мягче шурупа и испытывает различные нагрузки, а так же в случае кожанной подошвы размокает от влаги - отверстие расширяется и соединение именно разбалтывается. Так что он все правильно написал.
Ответов:  56
Страницы: 1 2 3
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту
Найти пользователя
Найти

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.138 сек.