Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Совершенствование программы

Страницы: 1234567   
 

ЗАДАЧИ

Основные задачи совершенствования короткой программы:

  1. Качественное выполнение элементов, связок и программы в целом.
  2. Выразительное исполнение программы в соответствии с характером выбранной музыки.
  3. Неукоснительное соблюдение и детализирование композиционных требований.
  4. Повышение уровня специальной выносливости.

Общая задача, касающаяся высокого качества исполнения элементов, связок и программы в целом, объединяет много частных задач, поскольку различные стороны определяют качество выполнения каждого элемента и каждой связки. До сих пор не существует четко сформулированных, конкретных требований и объективных критериев качества исполнения программы. Однако исходя из правил соревнований, методических рекомендаций по судейству, практической работы ведущих тренеров можно сформулировать основные требования, предъявляемые к выполнению короткой программы парного катания. Эти требования можно условно разделить на три группы:

первая группа — требования, относящиеся к стилю исполнения, свойственному фигурному катанию, отражающие правильность формы при выполнении элемента и объединенные общим термином «форма» (выпрямленные в коленях ноги, выворотные носки, выпрямленные в локтях руки, наличие соответствующих движений головы, опущенные плечи, пластичная кисть, точное положение рук, ног, туловища и т. д.);

вторая группа — требования, относящиеся к пространственно-временным и динамическим характеристикам элементов и объединенные общим термином «динамика» (скорость скольжения и вращения, бесшумность передвижения, мощность отталкивания, амплитуда движений, задержка кульминационных поз, устойчивость приземления) ;

третья группа — требования, отражающие одновременность и одинаковость всех названных характеристик у обоих партнеров и объединенные общим термином «скатанность» (одновременность всех движений, близкое расстояние партнеров при раздельном перемещении, идентичность рисунка следов партнеров).

В качестве примера приведем перечень частных задач по совершенствованию качества выполнения элементов и связок короткой программы, использованный в сезоне 1978/79 г. в подготовке пары И. Воробьева — И. Лисовский. Перечень включает только те задачи, которые не были ранее решены спортсменами.

Поддержка лассо на руках в 2,5 оборота:

  1. Отработать мощный, ритмичный разбег.
  2. Придумать оригинальную и зрелищную стартовую позу.
  3. Отработать переступание партнера без торможения при повороте.
  4. Усилить толчок партнера при спуске партнерши для ускорения ее скольжения на выезде.

Прыжок петлей в два оборота раздельно:

  1. Отработать мощный, бесшумный и ритмичный разбег.
  2. Установить определенное положение рук партнеров на тройке ЛВН — ЛНВ.
  3. Следить за четкостью группировки рук в полете.
  4. Добиться приземления после прыжка четко на ребро назад-наружу.

Вращение в ласточке со сменой ног раздельно:

  1. Требовать высокой скорости вращения.
  2. Добиться определенности поз во вращении и па выезде из него.
  3. Следить за идентичностью рисунка следов на льду при вращении партнеров.

Тодес назад-наружу:

  1. Отработать мощный разбег.
  2. Ускорить принятие партнершей положения, близкого к горизонтальному.
  3. Разнообразить движения рук.
  4. Требовать от партнера сильно сгибать ноги в положении циркуль.

Прыжок во вращение в волчке совместно:

  1. Отработать направление прыжка партнеров вперед-вверх.
  2. Увеличить скорость вращения.
  3. Разнообразить положение рук во вращении.
  4. Отработать остановку вращения партнера зубцом левого конька.

Комбинация шагов по кругу:

  1. Отработать определенность поз партнеров в пространстве.
  2. Следить за бесшумностью скольжения.
  3. Придумать контрастные позы.
  4. Добиться постоянного интервала или дистанции между партнерами — на ширину вытянутых рук.

Задачи по совершенствованию связок программы:

  1. Добиться высокой скорости скольжения.
  2. Следить за бесшумностью скольжения.
  3. Добиться эффективности отталкивания при каждом переходе с одной ноги на другую.
  4. Отработать отчетливость постановки конька на соответствующее ходу скольжения ребро.
  5. Добиться максимальной кривизны дуг при сохранении заданного направления движения.
  6. Распределить между партнерами обязанности по контролю за соблюдением параллельности скольжения, отработать параллельность их перемещения.
  7. Установить шаги, на которых партнеры контролируют расстояние между собой; добиться соблюдения постоянного расстояния между партнерами при раздельном скольжении.
  8. Установить шаги, на которых партнеры контролируют интервал между ними; добиться соблюдения постоянного интервала между партнерами при раздельном скольжении для обеспечения параллельности скольжения.
  9. Разработать на каждую комбинацию счет, с помощью которого отработать одновременность движений партнеров.
  10. Добиться высокого положения свободной ноги. Общая задача выразительно исполнять программу в соответствии с характером выбранной музыки объединяет большое количество частных задач по совершенствованию артистичности исполнения (легкость, элегантность, выразительность) и согласованности его с музыкой (соблюдение темпа и ритма музыкального сопровождения, соответствие эмоционального настроя характеру музыкального сопровождения, контрастность исполнения музыкальных частей различного темпа).

Совершенствование композиции программы должно идти по пути:

точного соблюдения места выполнения элементов и направления подходов к ним и выходов, разметив видимые ориентиры;

уточнения общего направления связок и шагов, их составляющих;

согласованности композиции с музыкой.

Задача по повышению уровня специальной выносливости—не самоцель, она подчинена первым трем задачам. Фигуристы должны иметь такой уровень развития выносливости, чтобы отлично исполнять программу.

СРЕДСТВА

Задачи по совершенствованию качества исполнения программы решают следующими средствами: исполнение программы и ее фрагментов, специально-подготовительные упражнения на льду и имитационные упражнения в зале.

Исполнение фрагментов программы разной длительности — пример метода «расчлененно-конструктивного упражнения», когда программа совершенствуется по частям, а в дальнейшем объединяется в единое целое. В короткой программе частью является комбинация с одним, двумя, тремя и т. д. элементами.

Возможны два варианта совершенствования качества комбинации с одним элементом:

  1. Многократное исполнение первого элемента, второго элемента и т. д. без музыки и под музыку, без отягощений и с отягощениями. Используют этот вариант с ординарным интервалом отдыха с начала подготовительного периода, с отягощениями — только в подготовительном периоде. В переходном периоде так выполняют элементы группы следующего сезона. Соблюдение очередности выполнения в соответствии с последовательностью программы не обязательно.
  2. Многократное выполнение только первого элемента, третьего и пятого (1—3—5), остальные пропускают. Далее многократно выполняют под музыку только второй, четвертый и шестой элементы (2—4—6). Применяют этот вариант с конца подготовительного периода. Здесь жесткий интервал отдыха, он равен длительности промежуточных комбинаций (в среднем комбинация с одним элементом короткой программы длится 20 сек.).

Варианты совершенствования комбинации с двумя элементами:

  1. Двукратное повторение комбинации с одним и тем же элементом, например первого (1 + 1) без отдыха. Шаги, связывающие конец комбинации и ее начало, должны быть короткими и простыми. Возможно выполнение первой комбинации под музыку, а ее повторение — без музыки.
  2. Комбинация с двумя элементами в последовательности программы (1 + 2,3 + 4,5+6).
  3. Комбинация с двумя элементами внахлест (1+2, 2 + 3, 3 + 4, 4 + 5, 5 + 6). Эти варианты выполняются под музыку и без музыки со второй половины подготовительного периода.

Комбинации с тремя и более элементами выполняют с конца подготовительного периода так же, как и комбинации с двумя элементами — под музыку, без музыки, в последовательности программы и внахлест.

Существует несколько вариантов целостного исполнения программы со всеми или некоторыми элементами.

Исполнение раздельно. Каждый партнер исполняет свою партию программы в полную силу с отдыхом в том месте, где включен совместный элемент, причем исходное положение перед совместными элементами и выезд из них выполняют. Прыжок раздельно выполняют в облегченном виде (например, вместо прыжка в 2 оборота — прыжок в 1 оборот), а раздельное вращение пропускают. Комбинацию шагов в любом варианте всегда выполняют целиком. Применяют такой метод в начале подготовительного периода после завершения работы над композицией программы для того, чтобы партнеры выучили индивидуальную партию. При выполнении под музыку совершенствуется музыкальность исполнения.

Исполнение совместно без сложных совместных элементов. Раздельные элементы исполняют в облегченном виде (вместо прыжка в 2 оборота — прыжок в 1 оборот), а раздельное вращение пропускают. Такой метод используют в начале подготовительного периода для изучения последовательности элементов и размещения элементов и связок по площадке. В середине и конце подготовительного периода его используют для совершенствования специальной выносливости, музыкальности и выразительности исполнения.

Исполнение без сложных элементов с отягощением. Раздельно или совместно исполняют программу с отягощением. В качестве отягощений используют пояс (3—5% веса спортсмена), манжеты на запястья (100—200 г каждый), манжеты на щиколотки (400—600 г каждый) или накладки на лезвия коньков (600—800 г каждая). Отягощения применяют попеременно с середины подготовительного периода и в начале соревновательного для совершенствования специальной выносливости и мощности отталкивания (пояс и накладки на лезвия), совершенствования отчетливости и хлесткости движений рук (манжеты на запястья) и отработки высоты подъема свободной ноги (манжеты на щиколотку или накладки на лезвия). Своеобразным отягощением, затрудняющим дыхание, служит трубка для подводного плавания. Ее закрепляют за шею тесемкой. Исполнение программы раздельно и совместно с этой^трубкой во рту помогает совершенствовать специальную вьшосливость.

Исполнение с некоторыми элементами. Один, два, три элемента,программы выполняются в полную силу, остальные— облегчают или пропускают. Используют этот метод в конце подготовительного периода для совершенствования специальной выносливости и постепенной подготовки к целостному исполнению программы.

Прокат программы целиком. При завершении работы над композицией программы используют этот метод, чтобы выявить недостатки композиции, оценить ее и определить фронт работы хореографа. В подготовительном и соревновательном периодах такой метод используют для решения всех композиционных, технических, исполнительских задач и задач по совершенствованию специальной выносливости. С середины подготовительного периода можно исполнять программу целиком с различным отягощением. Пульс — до 180 уд/мин, в подготовительном периоде, 140—150 уд/мин — в соревновательном.

Регрессирующий прокат. Он предполагает многократное повторение программы, начиная с проката целиком, с последовательным исключением элементов: сначала — шестого, потом — пятого и шестого, далее — с четвертого по шестой и т. д. При последнем, пятом, повторении исполняют только первые два элемента. Интервалы отдыха экстремальные (1,5—2 мин.) или ординарные (2,5— 3 мин.). Такой метод используют для решения технических, исполнительских и композиционных задач. Регрессирующий прокат возможен с исключением при каждом следующем повторении первого элемента, первого и второго, первых трех и т. д. Этот вариант проката при жестком интервале отдыха способствует в основном воспитанию специальной выносливости: жесткий интервал —3— 2,5 мин. после проката целиком, 2 мин. — после проката без первого элемента, 1,5 мин. — после проката без первых двух, 1 мин. — без первых трех элементов, 0,5 мин.— без первых четырех элементов. Регрессирующий прокат используют в конце подготовительного и в соревновательном периодах.

Прогрессирующий прокат. Этот метод предполагает многократное повторение фрагментов программы, начиная с выполнения первых двух элементов с добавлением при каждом повторении одного следующего элемента. При последнем, пятом, повторении исполняют программу целиком. Интервалы отдыха между каждым повторением экстремальные (1,5—2 мин.) или ординарные (2,5— 3 мин.). Применяют данный метод в соревновательном периоде.

Специально-подготовительные упражнения. Специально-подготовительные упражнения на льду используют в подготовительном периоде. Они способствуют воспитанию выносливости при исполнении короткой программы и формированию темпа и ритма беговых шагов и комбинаций шагов в темпе и ритме музыкального сопровождения. В начале подготовительного периода, когда еще не подобрано музыкальное сопровождение, эти упражнения представляют собой комбинации шагов и беговых шагов длительностью 2 мин., так называемые двухминутки. Их исполняют под метроном в различном темпе. Желательно составить и разучить несколько комбинаций, например:

  1. «Двухминутка» из двух беговых шагов вперед раздельно в медленном темпе, которые чередуют 14—16 раз с 5—7 беговыми шагами в быстром темпе. Это упражнение составляют также из беговых шагов назад раздельно или вперед и назад совместно ( пульс после упражнения— 150—170 уд/мин).
  2. Разбеги совместно с торможением. 5—7 ускоряющихся беговых шагов вперед, которые начинают с места со вступительных шагов и заканчивают кратковременной остановкой. «Двухминутка» включает 13—15 таких раз-бегов. Разбеги назад начинаются с поворота на ход назад (пульс после упражнения — 150—180 уд/мин).
  3. Комбинации шагов в быстром темпе определенной формы (например, шаги по прямой), которая многократно повторяется, соединенная беговыми шагами или простыми перестроениями совместно либо раздельно. Желательно разбег перед комбинацией шагов располагать таким образом, чтобы каждая последующая комбинация начиналась у того же борта, где закончилась. В среднем «двухминутка» включает 12 комбинаций шагов по прямой или 8 комбинаций шагов по кругу, или 6 комбинаций серпантина (пульс— 170—180 уд/мин).

После составления программы специально-подготовительное упражнение компонуется из связок программы, объединенных в слитную комбинацию. Эту комбинацию повторяют многократно, чтобы довести общую длительность скольжения до 2—2,5 мин. (пульс—150— 180 уд/мин).

С середины подготовительного периода комбинации, состоящие из разбегов вперед и назад раздельно и совместно, могут быть исполнены под музыку короткой программы, чтобы сформировать темп и ритм беговых шагов в темпе и ритме музыкального сопровождения. Параллельно с этим происходит адаптация сердечно-сосудистой системы к режиму работы во время исполнения короткой программы.

Имитационные упражнения в зале. Имитация программы в зале проводится с хореографом под музыкальное сопровождение. На этих занятиях совершенствуется музыкальность и выразительность исполнения всей программы и ее фрагментов. Имитация отдельных фрагментов программы перед зеркалом в начале подготовительного периода способствует совершенствованию осанки партнеров и показателей качества исполнения элементов и связок (их формы, динамики и скатанности партнеров).

МЕТОДЫ

При совершенствовании короткой программы широко используют различные варианты методов строго регламентированного упражнения.

Метод стандартного упражнения в интервальном режиме. Примером его может служить многократное повторение комбинации с одним (2—20 раз) или несколькими элементами (2—10 раз) с различным интервалом отдыха (экстремальный — 45—60 сек., ординарный — 90— 120 сек., жесткий— 10—20 сек.). Таким же образом совершенствуют связки между элементами или программу целиком.

Метод переменного упражнения в режиме непрерывной нагрузки (метод переменного непрерывного упражнения). Примером его может служить комбинация с одним элементом, повторяющаяся многократно (2—10 раз), в чередовании с медленным скольжением в течение 20— 30 сек., комбинация шагов серпантин длительностью 20— 25 сек., повторяющаяся 3—5 раз, в чередовании с беговыми шагами совместно в медленном темпе в течение 10—25 сек.

Методы переменного интервального упражнения: методы прогрессирующего и регрессирующего упражнения уже приведены в разделе «Средства».

Игровой метод применяют при совершенствовании навыка слежения за интервалом и расстоянием между партнерами при раздельном передвижении. «Следящему» предлагается тщательно копировать действия «ведущего» без нарочитого зрительного контроля.

Соревновательный метод используют в различных формах. Здесь и соперничество партнеров в скорости перемещения при раздельном разбеге, в стабильности выполнения раздельных элементов, и соответствующая организация занятий. Контрольно-зачетное исполнение отдельных фрагментов и программы в целом, репетиции тренировок и предстартовых разминок соревновательного микроцикла, контрольные прокаты программы в показательных выступлениях помогают решению многих задач.

МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТОРОН ИСПОЛНЕНИЯ

Совершенствование формы. При совершенствовании формы движений вначале положения частей тела контролируют в зале перед зеркалом. Следует чередовать движения перед зеркалом с движениями без зрительного контроля, так как в противном случае может сформироваться неправильная постановка головы. Для совершенствования мышечных ощущений необходимо выполнять движения с закрытыми глазами, а контролировать положения тела должен другой партнер. Для правильной пространственной ориентировки следует сразу же указать направление движений ног, рук, головы каждого из партнеров относительно стен зала и спроецировать их для ледовой площадки. Для того чтобы уточнить взаимное и пространственное положение тела, используют ориентиры на теле партнеров, на стенах зала и катка, например, в исходном положении перед раздельным вращением в ласточке партнеры ориентируют руки на судейский борт; в совместном вращении в ласточке партнерша касается свободной ногой свободной ноги партнера, чтобы добиться одинакового положения ног; след от выполнения циркуля партнером в тодесе располагают на пересечении продольной оси с синей линией разметки хоккейной площадки.

Перемещение партнеров на ледовой площадке, их взаимное положение, видимые ориентиры предварительно чертят на схеме. Схемы объясняют фигуристам, оперируя геометрическими терминами — перпендикуляр, прямоугольник, диагональ, дуга, окружность, радиус, прямой угол, угол в 45°, параллель и т. д., т. е. теми общепринятыми и общеизвестными ориентирами, которые предопределяет одинаковость положений партнеров.

Контроль за правильным положением тела может осуществляться визуально другим партнером, тренером или при анализе кино- или видеозаписи.

Для отчетливого ощущения положений рук и ног, для формирования высокого положения свободной ноги применяют дополнительные отягощения: манжеты на запястья, манжеты на щиколотки или накладки на лезвия коньков.

При совершенствовании формы движений целесообразно переключать внимание партнеров последовательно на движения отдельных частей тела, например, такими указаниями: «При выполнении разбега на прыжок тщательно следите за выворотностью свободной ноги», «Разбег на прыжок пройдите, глядя на десятый ряд трибун», «Перед прыжком и после него следите, чтобы ладони располагались параллельно поверхности льда». Такие задания позволяют повторять упражнение, не утомляя монотонностью.

Совершенствование пространственно-временных и динамических характеристик элементов, Для того чтобы увеличить скорость скольжения, фигуристам необходимо наметить ориентир, находящийся дальше того места, где заканчивалась совершенствуемая комбинация, и тщательно следить, чтобы партнеры достигали этого ориентира. Косвенно увеличению скорости скольжения будет способствовать формирование навыка скользить бесшумно, без излишних торможений. Тренер дает задание — прислушаться к шуму при скольжении и уменьшить его. Партнеры контролируют задание по очереди, при рассматривании следов выявляют излишние торможения ребром или зубцом. Эти фрагменты требуют анализа равновесия партнеров и реберности скольжения. Совершенствование равновесия следует осуществлять, выполняя возможные фрагменты с закрытыми глазами. Это будет способствовать и совершенствованию мышечных ощущений. Совершенствование реберности скольжения начинается с определения ребра (наружу или внутрь) и фронта (вперед или назад) скольжения при каждом переступа-нии с ноги на ногу или при смене направления (вправо или влево) скольжения на одной ноге. Далее партнеры выполняют любую возможную комбинацию или часть ее с закрытыми глазами, чтобы отчетливее ощутить точку, на которую ставится конек в каждом шаге. При целостном исполнении комбинации тренер визуально определяет шаги, где конек не был поставлен отчетливо на нужное ребро, и указывает спортсмену след на льду. Анализируя технику отталкивания при всяком переступании на другую ногу, следует находить и указывать фигуристам на толчки, которые производятся без должного усилия. Стимулирует увеличение мощности отталкивания также скольжение с отягощением в виде пояса.

Увеличение мощности отталкивания, достижение бесшумности скольжения и отчетливости постановки конька на требуемое ребро способствуют повышению качества и скорости скольжения.

Следует добиваться увеличения кривизны дуг в рамках соблюдения общего направления скольжения. Этому помогает определение тренером плоских дуг визуально или на рисунке следа, увеличение наклона тела фигуриста и последующий контроль следа. Тренер стимулирует выполнение задания, подтягивая спортсмена за руку или слегка подталкивая в плечо в нужном направлении. При установлении нужной кривизны дуги выезда из поддержки, въезда в тодес, выезда из совместного вращения обязательно нужно использовать пространственные ориентиры.

Для того чтобы кульминационные позы каждой комбинации фигуристы удерживали необходимое время, один из партнеров должен вполголоса считать длительность позы, особенно в начале процесса совершенствования. Отработать хлесткость и амплитуду движений рук помогает выполнение их с манжетами на запястье.

Совершенствование устойчивости приземления после прыжка раздельно и после поддержки происходит параллельно с совершенствованием техники этих элементов. Большую помощь здесь оказывает приземление с закрытыми глазами. Контроль за устойчивостью приземления ведут визуально или анализируя дуги приземления. При индивидуальном совершенствовании прыжка можно использовать переносную лонжу, которую на рычаге удерживает более массивный фигурист, передвигаясь вместе с партнером, который прыгает с лонжей.

Ритм можно отрабатывать, выполняя каждую комбинацию под счет. Под счет ведет вполголоса один из партнеров. Далее темп можно формировать и совершенствовать под метроном, установленный в темпе музыкального сопровождения, а потом — под музыку программы.

Совершенствование скатанности фигуристов. При выполнении раздельных элементов в паре необходимо проводить тщательный анализ деталей техники элемента по пространственно-временным характеристикам и добиваться их идентичности у обоих партнеров. При этом чередуют выполнение комбинации целиком и по частям. Широко используют ориентиры на льду, на теле фигуриста, зрительный контроль с помощью кино- и видеозаписей. Следует зафиксировать в дневниках спортсменов рисунки следов от прыжков и вращений с точным обозначением направления относительно бортов площадки. После каждого выполнения прыжка партнеры называют величину (в сантиметрах) и характер отклонения (внутрь или наружу, дальше или ближе) от идеального.

Временнбй компонент, например одновременность отрыва или приземления, контролируют не только зрительно, но и на слух, для чего предлагают фигуристам оценивать одновременность выполнения фаз по звуку. Если партнеры приземляются не одновременно, то регулируют высоту и длину прыжков.

Различным показателям скатаниости соответствуют различные способы контроля: расстояние в исходном положении перед прыжком проверяют касанием руки партнера; одинаковость пролета — измерением расстояния пролета обоих партнеров; одинаковость направления На дуге отталкивания — сравнением ракурса дуги отталкивания; форму тела в полете и при приземлении — просмотром видеозаписи и т. д.

При совершенствовании вращений и прыжков во вращение необходимо постепенно сближать партнеров до оптимального расстояния в 1,5—2 метра по мере того, как будет уменьшаться площадь их перемещения во вращении из-за недостаточной центровки. По окончании вращения каждый партнер оценивает синхронность вращения и называет ошибку в параллельности вращения в градусах. Для сравнения ракурса захода и выезда из вращения необходимо анализировать следы вращений на льду.

Раздельные элементы в паре совершенствуют параллельно с работой над индивидуальным выполнением и имитацией элементов в зале. Следует тщательно соблюдать всевозможные пространственно-временные характеристики элементов и одинаковую форму при индивидуальном, совместном исполнении их на льду и при имитации в зале.

При совершенствовании совместных элементов также следует опираться на пространственные и временные ориентиры, степень мышечных усилий. Так как совершенное выполнение элемента требует координации многих компонентов, необходима длительная практика согласования действий партнеров, тщательная подстройка их действий по времени, направлению и усилиям.

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

В настоящее время преобладает субъективный метод оценки качества выполнения. В то же время некоторые критерии качества, в основном пространственно-временные характеристики, можно измерить и на этом основании объективно оценить качество выполнения элемента.

В поддержках целесообразно замерять:

  1. Время подъема партнерши в упор (с момента отталкивания до момента принятия упора на выпрямленных руках).
  2. Время выполнения поддержки (с момента отталкивания партнерши до момента касания ею льда при приземлении).
  3. Длину перемещения в поддержке (с момента отрыва партнерши ото льда до момента касания льда при приземлении).

В прыжках целесообразно замерять и сравнивать:

  1. Расстояние между партнерами в момент отталкивания.
  2. Расстояние между партнерами в момент приземления.
  3. Длину перемещения в прыжке с момента отталкивания до момента приземления.

В раздельных вращениях и в прыжках во вращение целесообразно замерять:

  1. Время выполнения вращения и количество оборотов, скорость вращения.
  2. Расстояние между партнерами в момент начала вращения (между крайними точками дуги въезда).
  3. Площадь перемещения партнера во вращении.
  4. Смещение рисунка партнера относительно рисунка партнерши.

В совместном вращении можно определять:

  1. Количество оборотов вращения, время вращения, скорость вращения.
  2. Площадь перемещения во вращении.

При выполнении тодеса целесообразно замерять:

  1. Время опускания партнерши из исходного положения перед тодесом в горизонтальное положение, близкое к поверхности льда.
  2. Количество оборотов вращения с момента постановки партнером ноги на зубец конька в положение циркуль до начала подъема партнерши.
  3. Диаметр окружности циркуля партнера.
  4. Диаметр окружности, описываемой партнершей. Большие перспективы открывает применение методов квалиметрии, новой ветви математической статистики, разрабатывающей способы количественной оценки качественных величин.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД КОРОТКОЙ ПРОГРАММОЙ

Работа тренера и спортсмена над короткой программой на протяжении спортивного сезона, оптимальные сроки их выполнения представлены в годовом плане.

 
Москвина Т. Н. Короткая программа в парном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1980.— 112 с, ил.
Разделы
Короткая программа в парном катании (Москвина Т. Н.)
Официальные положения о короткой программе парного катания
Особенности выполнения элементов короткой программы
Терминология и условные обозначения
Техника и композиционные особенности исполнения элементов короткой программы
Составление короткой программы
Совершенствование программы
Подготовка к старту в соревнованиях по короткой программе
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.008 сек.