От автора
Фигурное катание на коньках является видом спорта, в котором техническая подготовка спортсмена занимает одно из ведущих мест в общем комплексе подготовки. В течение длительного времени прогресс техники, освоение новых, более высоких скоростей скольжения, сложных многооборотных прыжков, новых вариантов вращений базировались на многолетнем опыте спортсменов и тренеров-новаторов. Резко возросшая сложность элементов, острая конкуренция в борьбе за медали на чемпионатах мира и олимпийских играх все более настойчиво требуют научного обоснования рациональных приемов выполнения, выявления новых способов, позволяющих перейти на качественно более высокий уровень технического мастерства.
Одним из наиболее действенных орудий в этом плане является биомеханическое обоснование техники фигурного катания. К сожалению, на данном этапе развития биомеханики как науки и фигурного катания на коньках как вида спорта в их творческом соединении много трудностей. В их числе сложность регистрации параметров движений фигуриста ввиду быстроты и сложности формы движений. Специфические требования перед исследователями выдвигает и сфера деятельности фигуристов —лед. Кроме того, сложность инструментальных методов исследования (громоздкость ряда приборов и аппаратов, необходимость длительной и трудоемкой обработки полученных материалов) создает разрыв между научным обеспечением и динамичным процессом современной спортивной тренировки, требующей срочной информации о ходе овладения тем или иным сложным элементом. Нередко результаты биомеханических исследований бывают представлены в виде комплекса достаточно сложных числовых данных, таблиц, графиков, математических зависимостей и т. п. Это создает определенные трудности в реализации данных исследований на практике.
В настоящей книге автор стремился привлечь аппарат биомеханических исследований к обоснованию техники фигурного катания. Материалы, изложенные в ней, не являются стройной и всеобъемлющей системой информации, освещающей биомеханику движений фигуриста в целом, ибо биомеханика в настоящее время делает лишь первые шаги в изучении движений фигуриста.
Автор затрагивал в основном те аспекты биомеханического обоснования техники фигурного катания, которые вызывали затруднения при решении практических задач подготовки фигуристов.
Ряд исследований был специально проведен для расширения взглядов на специфические, ключевые детали упражнений, какими, например, являются вращения тела в полете, повороты в обязательных фигурах и т. п,
В некоторых случаях поводом для биомеханического анализа движений явилась необходимость более детально разобраться в отдельных удачных находках тренера и спортсменов.
Результаты биомеханических исследований, выраженные в данных анализах движений, числовых параметрах и матема-тических зависимостях, на наш взгляд, чрезвычайно важны. Однако их нельзя считать конечной целью. Конечный результат предполагает соединение, педагогическое осмысливание л их промежуточных данных. На основе этого синтеза должны . быть созданы новые способы выполнения движений, новые упражнения, средства и методы тренировки.
Именно поэтому при написании автор стремился возможно более тесно связать биомеханические аспекты исследования движений фигуриста с вопросами техники и методики обучения элементам фигурного катания.
В соответствии с этими замыслами изложение материала строилось по следующей схеме: биомеханический анализ движения—связь данных анализа с особенностями техники конкретных элементов—специальные упражнения, методические приемы, вспомогательные устройства, облегчающие овладение рациональными способами выполнения.
В книге сделана попытка объединить данные биомеханического анализа с результатами практической тренерской работы и педагогических экспериментов и наблюдений. Результатом такого сопоставления стали конкретные упражнения, которым автор отвел значительное место.
К нига представляет собой первую попытку применить биомеханические методы исследования к комплексному решению вопросов техники фигурного катания в трех основных его разделах: обязательных фигурах, произвольном и парном катании. Естественно поэтому, что ряд вопросов не мог быть рассмотрен из-за отсутствия необходимых данных. Проведение более широкого круга исследований позволит уточнить и углубить наши представления об особенностях движений фигуриста.
Биомеханика как наука, изучающая спортивные движения, в настоящее время находится на стадии бурного развития и имеет различные направления. Для нас отправным, основополагающим явился системно-структурный подход к анализу^; движений, получивший освещение в трудах представителей отечественной школы биомеханики, и в первую очередь Д. Д. Донского, В. М. Зациорского, Л. В. Чхаидзе, И. П. Ратова, В. Т. Назарова, В. Б. Коренберга и других.
В изложении ряда разделов книги нашли отражение концепции А.Б.Гандельсмана, продолжившего и развившего отечественное направление в изучении фигурного катания в широком аспекте.
Автор благодарит И. В. Истомина (ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта) и Ж.Ю.Морозову (ГЦОЛИФК) за любезно представленные материалы, использованные в книге.
Характеристика движений
Взаимосвязь движений в пространстве и во времени составляет кинематическую структуру, т. е. их внешнюю форму и характер. Фигурное катание состоит из упражнений с относительно стабильной кинематической структурой. Однако поскольку любое движение суть проявления силы, то расширить и уточнить наши представления об исследуемом движении можно лишь установив его динамическую структуру. Определение особенностей управления движениями при выполнении элементов фигурного катания позволяет сделать шаг к изучению информационной структуры действий фигуриста в том или ином разделе фигурного катания.
Полную картину, раскрывающую закономерности движений при выполнении упражнений, дает изучение тесно связанных между собой кинематической, динамической и информационной структур.
В этом плане выявление общих положений техники выполнения элементов фигурного катания сводится к определению общности характеристик, поиску подобных деталей структур движений, отражающих разные стороны.единого явления.
С другой стороны, изучение кинематической, динамической и координационной структур движения позволяет решать одну из важнейших задач современной спортивной тренировки—поиск оптимальных вариантов выполнения упражнений.
Для различных групп движений существуют различные критерии оптимальности: в фигурном катании для пируэтов оптимальным следует считать вариант выполнения, обеспечивающий наибольшую скорость вращения, наименьшее отклонение от оси вращения, эстетически совершенное положение тела. В обязательных фигурах критериями оценки исполнения являются такие показатели, как геометрическая правильность кругов, соблюдение реберности и точность покрытия следов. В многооборотных прыжках ценятся число оборотов, высота и длина прыжка. Эти качества являются основными в эстетическом воздействии исполнения. При исполнении элементов парного катания основным критерием оценки считается согласованность действий партнеров, позволяющая выполнить заданный элемент с наименьшей затратой энергии. Легкость, непринужденность исполнения — главный показатель мастерства пары.
С позиций биомеханики движения фигуриста могут быть разделены на две основные группы движений: в обязательных фигурах и в произвольном катании (включая парное). Основой такого разделения является несовпадение двигательных задач и, как следствие, существенное различие кинематических, динамических, энергетических и информационных характеристик этих групп движений. Естественно, различны и критерии оценки исполнения элементов в различных группах движений.
Показательно в этом плане, что фигуристов, как правило, можно разделить на две группы: одним лучше удаются обязательные фигуры, другим —произвольное катание. В основе этого разделения обычно лежат особенности нервной системы спортсмена, по-видимому имеющие связь с процессами управления движениями. Те, кому больше удается «школа», более пунктуальны, флегматичны, медлительны, прилежны и осторожны. Любители произвольного катания более экспансивны, эмоциональны, артистичны, смелы.
Рассмотрим основные направления, по которым должен идти поиск наиболее рациональных способов исполнения в указанных группах движений.
Обязательные фигуры
Анализ приемов выполнения обязательных фигур, сравнение их эффективности в практике обучения и в соревновательных условиях позволяют предположить, что главное направление здесь — минимизация кинематических, динамических и координационных компонентов движения.
Одно из подтверждений справедливости такого предположения —изменение стиля выполнения обязательных фигур с момента их зарождения и до наших дней. Эволюция стиля характеризуется явно выраженной тенденцией к более сдержанной манере исполнения. Исторически совершенствование качества выполнения фигур сопровождалось уменьшением амплитуды движений свободной и опорной ног, уменьшением скорости скольжения, ослаблением силы толчка и резкости движений головой и руками, уменьшением толщины и глубины следа и другими изменениями, связанными со стремлением более лаконичному стилю исполнения.
Рассмотрим более подробно понятие «минимизация» компонентов выполнения обязательных фигур.
Известно, что каждое тело или система тел имеет определенное число степеней свободы движений, т. е. количество возможных независимых перемещений. Подсчитано, что число степеней свободы движений тела человека превышает 100. Управляющим воздействием мышц человек может закрепить отдельные звенья между собой и тем самым уменьшить число степеней свободы. Говоря в общем, проявление принципа минимизации здесь сводится к уменьшению числа степеней свободы движений тела до минимума, обеспечивающего выполнение только действительно необходимых движений. Смысл уменьшения числа степеней свободы тела фигуриста заключается в том, чтобы благодаря умению точно определять группы зафиксированных звеньев тела создать наилучшие условия для взаимных движений групп. Например, при зафиксированных верхней и нижней частях тела легче выполнять встречное вращение плечевого пояса и рук относительно таза при подготовке к поворотам и их разрешении.
У начинающих фигуристов и спортсменов, не обладающих высокой техникой, часто можно видеть незафиксированное положение туловища, рук и свободной ноги. Это создает дополнительные трудности для исполнения, резко осложняет условия для сохранения непрерывности следа.
Одним из проявлений принципа минимизации является уменьшение длины траекторий движений отдельных точек тела при выполнении фигур. В первую очередь это относится к движению свободной ноги и головы. При совершенствовании качества скольжения необходимо стремиться приблизить линию движения к идеальной-по окружности. Практически это должно выражаться в постоянном контроле положения головы, отсутствии значительных наклонов головы и сгибаний туловища. Весьма важна также амплитуда движения свободной ноги при скольжении в перетяжках и поворотах. Говоря кратко, главным недостатком широких маховых движений свободной ноги является появление значительных реакций в точках соприкосновения конька со льдом и внутри тела фигуриста, управление которыми затруднено.
Важное значение в этом плане имеет уменьшение скорости общего движения тела до предела, обеспечивающего уверенное скольжение на одном ребре конька на протяжении выполнения всей фигуры: оно позволяет улучшить покрытие следа фигуры.
Минимизация динамических характеристик движений связана с минимизацией кинематических и предполагает уменьшение сил, которые появляются при выполнении фигур, и в первую очередь сил сопротивлений движению конька: устранение скоблений ребром, касаний льда зубцами, вдавленных следов. Это в конечном счете позволяет уменьшить потери кинетической энергии движения, полученной при толчке, и создать определенные возможности для уменьшения силы стартового и переходного толчков. Ту же цель преследует и уменьшение амплитуды движений свободной ноги, сопровождающееся, как правило, ослаблением усилий при подго-товке к поворотам и выполнении их.
Минимизация динамических характеристик вращательного компонента движения проявляется в уменьшении кинетического момента тела и его частей (более подробно об этом см. в разделах, посвященных технике поворотов и вращательным движениям).
Минимизация кинематических и динамических компонентов движения приводит к уменьшению производных— энергетических характеристик механической энергии, работы, мощности. Размашистая, неаккуратная манера исполнения, наличие лишних движений приводят к увеличению энергетической стоимости обязательных фигур. Уменьшение энергетики скольжения целесообразно также для смягчения эмоционального фона, что создает более благоприятные условия для тонкого управления движениями.
При выполнении обязательных фигур большуюрольиграет координация движений звеньев тела в пространстве и во времени. Задача здесь в основном сводится к активному поиску путей более качественного выполнения рисунка фигуры. Одним из них является сведение до минимума количества движений (сгибание и разгибание опорной ноги, поворот верх-ней части тела относительно нижней, перенос о. ц. т. тела: из одного круга в другой, а также движения свободной ноги), устранение лишних движений. Другим направлением является определение наилучших вариантов выполнения этих движений. Например, поворот верхней части тела относительно нижней должен выполняться при прямом положении туловища. Сгибание в переднезаднем или боковом направлениях резко осложняет возможность управления вращательным движением, поскольку действие сил инерции на соответствующие анализаторные системы организма значительно увеличивается.
Одной из существенных особенностей координации движе ний в обязательных фигурах является так называемое чувство круга при выполнении поворотных элементов: троек, скобок, крюков, выкрюков и петель. Это связано с необходимостью сохранять точное положение тела в пространстве, на площадке около 5 X 15 м.
Произвольное катание
Изучение особенностей кинематической, динамической и координационной структур движений фигуриста в произвольном катании, сравнение эффективности различных вариантов техники выполнения позволяют предположить, что оптимальные способы выполнения элементов нужно в первую очередь искать в рациональном использовании пассивных сил и сил инерции. Следует отметить, что и в других видах спортивных движений рациональное использование пассивных сил и сил инерции является показателем степени владения приемами. В фигурном катании это положение является основополагающим. Причиной этого является своеобразие фигурного катания, заключающееся в самой его сути— скольжении на ребрах коньков. Характерно также, что скольжение как таковое происходит по инерции. Поэтому и главной задачей обучения является не столько сообщение телу движения, сколько точное управление им в процессе скольжения по инерции.
Шаги. Рассмотрим один из видов движений в произвольном катании — шаги. Основная задача при выполнении шагов-сохранить то движение, которое приобрел фигурист при отталкивании. Отсюда принципиальная необходимость скольжения с минимальными потерями, т. е. на ребрах коньков, не касаясь льда зубцами. При скольжении на плоскости конька увеличивается площадь опоры, уменьшается удельное давление, увеличивается сила трения. Скольжение на ребрах коньков возможно только при движениях по кривой; вот почему показателем мастерства катания является крутизна дуг. Изменение направления и фронта скольжения, т. е. выполнение перетяжек и поворотов в шагах, должно сопровождаться перемещением центра тяжести тела и встречным поворотом верхней части тела относительно нижней. Возникающие при этом силы взаимодействия между коньками и льдом должны быть направлены таким образом, чтобы быть одновременно и силами, движущими фигуриста, увеличивающими скорость его скольжения.
Вращения. Двигательная задача спортсмена при выполнении вращений —управление полученным вращательным движением, которое достигается с помощью внутренних сил сокращ^жя и расслабления мышц. Направления действия внешних сил — силы тяжести и реакции опоры — близки к оси вращения или совпадают с ней, поэтому внешние силы и не являются ведущими в данной группе элементов.
Прыжки. Это наиболее сложные движения в произвольном катании. При их выполнении особенно большое значение имеет использование инерции скольжения, полученной при разбеге. Значительные усилия импульсного характера и маховые движения в толчке должны выполняться так, чтобы преобразовать часть кинетической энергии поступательного движения в горизонтальном направлении в кинетическую энергию вращательного движения вокруг продольной оси тела и сообщить ему движение вперед-вверх. При этом движении о. ц. т. тела фигуриста подчиняется тем же законам, что и движение тела, брошенного под углом к горизонту.
В парном катании рациональное использование сил инерции приобретает, пожалуй, еще большее значение ввиду наличия специфически парных элементов. Парные вращения, тодесы, поддержки, подкрутки выполняют в движении по инерции, и качество их во многом определяется согласованностью движений партнеров. Сущностью этой согласованности как раз и является рациональное использование сил инерции, возникающих при взаимодействии партнеров между собой и со льдом, о чем речь пойдет в разделе, посвященном парному катанию.
Обобщая сказанное, можно подчеркнуть, что для рациональной техники выполнения элементов произвольного катания характерен высокий удельный вес использования пассивных сил и сил инерции при скольжении, а также энономное использование сократительных сил мышц как «пусковых». Это положение действительно и для обязательных фигур. Экономное использование сократительных сил мышц в большой степени связано со стремлением к минимизации характеристик скольжения.
Отмеченное обстоятельство позволяет подчеркнуть безусловную связь между отдельными разделами фигурного катания, а отсюда и связь техники выполнения различных групп элементов. Именно поэтому при поисках оптимальных способов выполнения элементов произвольного катания следует учитывать и другие положения. Так, минимизация характеристик движения, имеющая в обязательных фигурах ведущее значение, является одним из направлений рационализации выполнения и элементов произвольного катания. Другое важное положение— концентрация усилий. Другими словами, элементы произвольного катания должны выполняться таким образом, чтобы управляющие усилия концентрировались в короткие промежутки времени, а в остальное время преобладало движение по инерции, минимальное участие в котором принимали бы сократительные силы мышц.
Рациональное использование сил инерции имеет существенное значение и при выполнении обязательных фигур, но ввиду незначительных скоростей движения, обусловленных своеобразием двигательной задачи, реализовать это положение легче, Четкое представление о биомеханической сущности основных движений фигуриста позволяет в каждой из частных задач, постоянно рождающихся в практике обучения, найти оптимальное решение.
|