Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Сравнительная характеристика прыжков с различным числом оборотов

Страницы: 12345678910111213141516   
 

Как изменяются детали техники, параметры движения в прыжках с различным числом оборотов?

Для ответа на этот вопрос расскажем об эксперименте, в котором были измерены основные параметры прыжков типа аксель с числом оборотов: 0,5— перекидной; 1,5— одинарный аксель; 2,5 —двойной аксель и 3,5 — тройной аксель. Для того чтобы более точно определить особенности и различия этих прыжков, все их выполнял один фигурист —мастер спорта. Безусловно, более информативным был бы анализ аналогичных параметров у нескольких различных спортсменов. Однако в период проведения исследований этот спортсмен был единственным фигуристом, готовым в процессе эксперимента качественно выполнять прыжки в 3,5 оборота.

Данные анализа в какой-то степени отражают индивидуальные особенности манеры, стиля, техники выполнения прыжков этим спортсменом. В то же время данные сравнительной характеристики прыжков аксель с различным числом оборотов не могут не отражать общих принципиальных положений, вытекающих из механически обоснованных положений.

Для большей наглядности данные измерений мы представили в виде графиков. Рассмотрим в первую очередь, как изменяется угол вылета в прыжках с разным числом оборотов. На рис. 35, а видно, что с увеличением числа оборотов прыжка угол вылета увеличивается почти линейно. Как объясняется эта тенденция? Она может быть рассмотрена с двух позиций: во-первых, причиной увеличения угла вылета с ростом числа оборотов является интуитивное стремление спортсмена прыгнуть выше, чтобы обеспечить большее время полета. С другой стороны, при переходе к прыжку с большим числом оборотов фигурист придает своему телу в толчке больше начального вращения, а это, как правило, связано с акцентированием стопорящего движения, что, в свою очередь, уменьшает горизонтальную составляющую скорости полета и увеличивает вертикальную. В результате угол вылета возрастает.

Рассмотрим в связи с этим, как меняется вектор полной скорости вылета, его горизонтальная и вертикальная составляющие (рис. 35, г, д) в прыжках с разным числом оборотов. Наиболее отчетливо выражена тенденция к уменьшению горизонтальной составляющей скорости, что объясняется усилением тормозящего эффекта стопорящего движения в толчке. В прыжке 3,5 оборота некоторое значение имеет уменьшение скорости разбега в связи с осторожностью спортсмена перед выполнением наиболее сложного для него прыжка, выполнение которого недостаточно уверенно.

Рис. 34. Движение о.ц.т. тела и конька  опорной  ноги  в  приземлении
Рис. 34. Движение о.ц.т. тела и конька опорной ноги в приземлении

Вертикальная составляющая, напротив, растет в связи с усилением эффекта стопорящего движения, отчего большая часть энергии разбега преобразуется в составляющую энергии движения вверх в полете. В прыжках в 2,5 и 3,5 оборота вертикальная скорость оказалась практически одинакова. Это объясняется тем, что, несмотря на увеличение утла вылет в прыжке 3,5 оборота, соответствующего увеличению вертикальной составляющей не произошло, поскольку уменьшилась величина полного вектора скорости вылета.

Первопричиной этого следует считать ограниченные показатели физических качеств, в первую очередь силы и быстроты, а также ограниченный потенциал координационных возможностей. Другими словами, спортсмен уже при выполнении двойного акселя приблизился к предельной для него в данный период тренировок высоте прыжка и при переходе к тройному акселю увеличить ее был не в состоянии.

Длина полета в прыжках с различным числом оборотов менялась по графику (рис. 35, е). В прыжках в 0,5; 1,5 и 2,5 оборота длина полета была практически одинакова. В прыжке в 3,5 оборота некоторое уменьшение скорости разбега, предельно акцентированное стопорящее движение, увеличение угла вылета приводят к уменьшению длины полета. Это свидетельствует о недостаточном уровне владения спортсменом прыжком в 3,5 оборота. Для совершенствования техники его выполнения фигуристу необходимо в первую очередь повысить свои функциональные возможности.

Весьма интересным для практической деятельности является выявление тенденций в изменении вращательного компонента движения в прыжках при увеличении числа их оборотов.

На рис. 36 даны графики изменения угловой скорости вращения тела того же фигуриста при выполнении прыжков одинарный аксель (кривая а), двойной (кривая б) и тройной аксель (кривая в). На рисунке не приведена аналогичная кривая в прыжке перекидной, поскольку вращательный компонент движения тела здесь с интересующих нас позиций практически отсутствует (отсутствует вращение тела как таковое), а имеет место поворот тела на 180°. с механической точки зрения имеющий большую связь с поворотом тройкой в обязательных фигурах. Общая тенденция к увеличению начальной, максимальной и остаточной угловой скорости вращения выражена весьма отчетливо. Характер изменения угловой скорости хорошо прослеживается по кривым а, б, в.

Рис. 35. Сравнительная характеристика параметров поступательного компонента движения в прыжке аксель с разным числом оборотов
Рис. 35. Сравнительная характеристика параметров поступательного компонента движения в прыжке аксель с разным числом оборотов
 
Мишин А.Н. Биомеханика движений фигуриста. — М: Физкультура и спорт, 1981. — 144 с, ил.
Разделы
Биомеханика движений фигуриста (Мишин А.Н.)
Характеристика движений
Обязательные упражнения. Основы выполнения
Анализ деталей техники выполнения обязательных фигур
Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращательные движения
Прыжковые упражнения
Анализ техники прыжков
Сравнительная характеристика прыжков с различным числом оборотов
Пути повышения числа оборотов в прыжке
Специальные упражнения и устройства в тренировке прыжков
Взаимодействие партнеров в парном катании
Общие положения выполнения поддержек
Механика выполнения тодесов
Вращательный компонент движения в подкрутках
Некоторые методы исследования движений фигуристов
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.007 сек.