Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Реберные прыжки

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223   
 

Аксель*. В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной; рис. 38). Существует прыжок в 0,5 оборота - так называемый перекидной, или прыжок тройкой**, аналогичный акселю по способу отталкивания. Методически правильно рассматривать этот прыжок как аксель, но с поворотом на 180°. Аксель выполняют после мощного разбега (скорость его 5—6 м/сек) с переходом при подготовке к толчку к скольжению назад-наружу. Здесь очень важна устойчивость положения тела перед толчком. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не допускать отведения таза, опускания головы, сутулости, выраженной «озабоченности» подготовкой к прыжку.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Это требование весьма существенно, так как в противном случае равновесие в толчке может быть нарушено. Угол постановки толчковой ноги в прыжке аксель у квалифицированных спортсменов - 120— 155°. Этот диапазон характерен для прыжков, выполняемых с высокой скоростью разбега. Средняя величина его у фигуристов, хорошо выполняющих прыжок аксель, равна 140°.

У квалифицированных фигуристов величина угла постановки толчковой ноги в прыжках аксель с различным числом оборотов приблизительно одинакова, что свидетельствует о единой технике выполнения начальной части прыжка.

Рассмотрим основные ошибки, возникающие при увеличении начального вращения за счет увеличения крутизны толчковой дуги. Кривизна толчковой дуги при выполнении прыжка аксель, как правило, невелика (радиус ее равен 3—6 м). Тогда угловая скорость вращения, приобретаемая в результате скольжения по дуге, также невелика. Попытка увеличить начальное вращение, увеличив кривизну толчковой дуги, обычно приводит к нарушению поступательного движения продольной оси тела в полете. На рис. 39 даны два варианта выполнения толчковой дуги -малой и большой кривизны. В первом случае направления движения конька и о. ц. т. тела близки, что создает благоприятные условия для создания поступательного движения продольной оси тела в полете. Во втором случае направления движения конька толчковой ноги и о. ц. т. расходятся именно из-за большой кривизны толчковой дуги. В результате к концу толчка направление действия опорной реакции может пройти далеко от о. ц. т. тела. Это, во-первых, уменьшит эффективность толчка, во-вторых, создаст дополнительный вращательный момент, который вызовет поворот продольной оси тела в полете, т. е. ее движение не будет поступательным. Поэтому при обучении толчку в прыжке аксель не следует пытаться увеличивать начальное вращение, увеличивая кривизну толчковой дуги.

Часто встречается ошибка - попытка создать начальное вращение с помощью вращения верхней части тела относительно нижней. Поворот верхней части тела в направлении вращения к концу толчка вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это, в конечном счете, приводит к увеличению кривизны толчковой дуги со всеми ее последствиями. Сильнейшие фигуристы либо не делают такого поворота, либо совершают его в отрицательном направлении (так называемое контрдвижение). Это движение служит для компенсации незначительного поворота тела, вызванного скольжением по толчковой дуге; оно также облегчает выполнение маховых движений. Таким образом, важнейшим условием успешного обучения толчку в прыжке аксель является правильный выбор способа создания начального вращения.

Какие же варианты выполнения толчковой дуги в прыжке аксель встречаются в практике фигурного катания? Встречается несколько вариантов стопора. Прежде всего, это зубцовый стопор, при котором конец толчковой ноги, покидая лед, совершает перекат через зубцы. При этом след, оставляемый на льду, тонкий, не имеет выраженных признаков скобления ребром (рис. 40, а).

Реберный стопор. При выполнении его конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и соскабливает лед передней частью наружного ребра (рис. 40, б).

Интересно мнение специалистов о вариантах стопора. По мнению Ю. Мюллер (ГДР), теоретически стопор без скобления льда - зубцовый - обеспечивает большую высоту прыжка. Для придания телу устойчивого вращения стопор ребром предпочтительнее. К. Фасси (США) придерживается компромиссной точки зрения. Он считает, что след, оставляемый коньком при толчке, должен иметь два участка: выраженное скобление, постепенно переходящее в тонкую линию (рис. 40, в). Другими словами, стопор в прыжке аксель должен быть комбинированным: стопор ребром, переходящий в зубцовый.

Рис. 38. Прыжок аксель:

а – перекидной; б – одинарный; в – двойной

Анализ рисунков, оставляемых коньком толчковой ноги, показывает, что при выполнении прыжка аксель чаще всего используется реберный стопор, за ним следует зубцовый, а далее - комбинированный. В прыжке двойной аксель чаще встречается реберный стопор, реже - комбинированный и еще реже - зубцовый.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Стопорящее движение, выполненное зубцом конька, более кратковременно и с точки зрения создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество вращательного движения, приобретаемого телом фигуриста при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

Для выполнения прыжка аксель этого запаса вращения обычно оказывается достаточно для совершения необходимого поворота за время полета. Для прыжка двойной аксель нужно большее количество начального вращения, поэтому при выполнении его чаще имеет место стопор ребром или комбинированный. Кроме того, для толчка с использованием стопора ребром характерен больший угол вылета, что вызвано большим коэффициентом преобразования горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость полета. Стремление увеличить время полета, достичь большей высоты прыжка при выполнении двойного акселя также заставляет обращаться к использованию для отталкивания стопора ребром.

Рис. 39. Толчковая дуга в прыжке аксель:

а - правильное выполнение; б - неправильное; Vк - скорость движения конька толчковой ноги; Voцт - скорость движения о. ц. т.

Таким образом, характер выполнения стопора в прыжках типа аксель играет важную роль, и в процессе обучения необходимо сопоставлять общий технический рисунок прыжка с особенностями каждого способа выполнения стопора. На основе такого сопоставления целесообразно корректировать технику толчка определенного фигуриста.

Сравнение стабильности выполнения прыжков двойной аксель показало, что фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно. Это обстоятельство позволяет предположить, что комбинированный стопор проще с точки зрения надежности управления.

Рис. 40. Варианты стопора в прыжке аксель: а - зубцовый стопор; б — реберный, в комбинированный

Опыт доказывает, что овладение реберным и комбинированным стопорами проходит более легко и в более короткие сроки. Вместе с тем подчеркнуто внимательное отношение преподавателя к следу, оставляемому на льду, нередко приводит к тому, что фигурист любыми способами, вплоть до манипуляций стопой, стремится получить требуемый рисунок стопора. При таком подходе к обучению теряется из виду главное - обеспечение необходимых параметров поступательного и вращательного движений. Рисунок, оставляемый на льду при стопоре, может служить лишь для контроля правильности движения в толчке (разгибания толчковой ноги и туловища, маховых движений свободной ногой и руками).

В прыжках аксель с различным числом оборотов очень важна степень проявления стопорящего движения. В перекидном и полуторных прыжках стремление к выраженному стопору необоснованно. Встречается выполнение полуторного прыжка, в котором стопорящее движение выражено значительно, т. е. поворот конька по отношению к направлению прыжка достигает 90°. В таких случаях при переходе к овладению прыжком в 2,5 оборота возникает необходимость приобрести в толчке большее начальное вращение. Попытка сделать это за счет повышения эффективности стопорящего движения иногда вызывает чрезмерный поворот конька относительно направления движения (более 90°) - «выскальзывание» конька и потерю равновесия в толчке.

Для успешного овладения техникой толчка очень важно согласование стопорящего движения, поворота плеч и маховых движений конечностями. Величина опорной реакции в толчке достигает наибольшего значения в момент, когда руки и свободная нога, выполняющие маховое движение, направлены вертикально вниз. В этом положении конек толчковой ноги наиболее глубоко проникает в лед, что субъективно воспринимается фигуристом как упор, позволяющий уверенно выполнить отталкивание.

Освоение стопорящего движения должно начинаться с разучивания перехода на толчковую ногу. Этот переход обычно сопровождается небольшим поворотом плеч в отрицательном направлении. С началом маховых движений плечи и таз фигуриста поворачиваются в положительном направлении. В результате возникает стопорящее движение. На этом этапе обучения большое значение имеет контроль за положением линии плеч: в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом линия плеч должна быть перпендикулярна к направлению движения.

Таким образом, одним из критериев оценки действий в толчке может служить согласование положения линии плеч, маховых звеньев и акцента в стопорящем движении. Фаза активного отталкивания в прыжках аксель длится 0,2—0,3 сек. В течение этого времени звенья тела непрерывно меняют положение относительно друг друга. Для упрощения контроля за толчком в процессе обучения можно оценивать правильность положения тела в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом: если в данный момент маховые звенья направлены вертикально вниз, а линия плеч перпендикулярна к направлению общего движения тела, значит, действия фигуриста согласованны на протяжении всего толчка.

В практике обучения встречаются случаи, когда стопорящее движение возникает раньше или позже указанного момента. В обоих случаях эффективность толчка падает. Субъективно фигурист ощущает в первом случае, что его как бы вдавливает в лед, во втором -— что он осуществляет толчок с ускользающей опоры.

Рекомендуются два пути работы над согласованием стопорящего движения с разгибанием толчковой ноги и маховыми движениями: первый - по субъективному ощущению фигуриста, второй - путь объективной регистрации. Конечно, целесообразнее второй способ, хотя ощущения взрослых фигуристов в ряде случаев также дают преподавателю ценную информацию. Поскольку толчок очень кратко-временен, удобно пользоваться киносъемкой (профильной и зенитной, с частотой 24—32 кадра в 1 сек.). Идеальным методом является сочетание киносъемки с тензометрическим определением величины усилия на конёк толчковой ноги (с помощью тензостельки). Величину давления конька на лед характеризует также глубина оставленного следа. Сочетая киносъемку с регистрацией изменения глубины следа в процессе стопора, можно достаточно точно определить момент наибольшего давления конька на лед.

Рис. 41. Прыжок сальхов: а — двойной; б — тройной

Обучение маховым движениям в прыжке аксель целесообразно начинать с имитационных упражнений в зале. Эти упражнения должны быть направлены в первую очередь на совершенствование траекторий движения центров тяжести звеньев, выполняющих маховые движения. Выбор траектории движения маховых звеньев в прыжке аксель определяется несколькими положениями.

Для совершения прыжков с максимальным числом оборотов следует уменьшать момент инерции тела при отрыве, одновременно повышая начальную угловую скорость вращения. Поэтому при овладении маховыми движениями руками и свободной ногой следует стремиться, чтобы траектории эти проходили близко от продольной оси тела. В прыжке аксель такого положения можно добиться, если выполнять мах таким образом, чтобы плоскости движений рук и свободной ноги были параллельны продольной оси тела и отстояли от нее на минимально возможное расстояние.

Другое положение заключается в том, что направление перемещения маховых звеньев должно в основном совпадать с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в прыжке аксель приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, именно в этом направлении должны осуществляться маховые движения.

Указанным двум положениям в наибольшей степени отвечает параллельный мах двумя руками в направлении вперед-вверх, аналогичный применяемому в прыжках в высоту при перекидном способе. Направление маха ногой также должно совпадать с направлением общего движения.

Для овладения маховыми движениями можно использовать следующее упражнение. Фигурист стоит на полу, руки опущены. Затем он отводит руки назад насколько может и без задержки энергичным движением посылает их вперед. При прохождении вертикального положения руки должны слегка касаться бедер. Движения рук должны проходить в параллельных плоскостях. Когда фигурист освоит это упражнение, можно использовать также отягощения весом до 1 кг, прикрепляемые к кистям рук.

Рис. 42. Прыжок петля: a - двойной; б - тройной

Эффективно и аналогичное упражнение с резиновым амортизатором. Овладевая маховыми движениями руками, нужно стремиться максимально отводить их назад, так как это увеличивает путь разгона махового звена и создает предпосылки для увеличения скорости махового движения. В прыжке аксель у сильнейших фигуристов при отведении назад руки достигают горизонтального положения. Угол отведения бедра маховой ноги доходит до 45° по отношению к вертикали. Причем маховая нога должна быть согнута в коленном суставе, так как это уменьшает момент инерции ее относительно оси тазобедренного сустава и облегчает разгон всего звена.

Упражнения с отягощением и амортизаторами полностью применимы и для совершенствования махового движения свободной ногой.

Чрезвычайно важен в прыжке характер торможения маховых звеньев: чем быстрее торможение, тем более эффективно маховое движение. Поэтому другой важнейшей задачей имитационных упражнений является обучение быстрому торможению махов. Приведенные упражнения одновременно направлены и на совершенствование торможения махов. Однако в начале обучения акцент должен делаться на соблюдении правильности траектории движения и лишь затем - на быстроте торможения махов.

Сальхов*. В этом прыжке легче, чем в других прыжках, достичь большого числа оборотов. Дело в том, что создание начального вращения осуществляется двумя наиболее эффективными способами: скольжением по кривой и вращением верхней части тела. Кроме того, некоторое количество вращательного движения может быть сообщено телу при переходе на толчковую ногу. После разбега, конец которого завершается скольжением назад, фигурист выполняет тройку вперед-наружу - назад-внутрь (рис. 41, а). Движение это должно сопровождаться отведением свободной ноги и одноименной руки назад, что облегчает последующее маховое движение.

Отрыв ото льда происходит с дуги назад-внутрь и сопровождается широким маховым движением свободной ногой и рукой в направлении общего вращения тела. Существует два варианта выполнения маха, несколько различающихся между собой. В первом тело фигуриста в конце толчка оказывается в раскрытом положении благодаря акцентированным маховым движениям рукой и ногой в направлении общего движения тела. Во втором варианте свободную ногу в конце толчка скрещивают спереди с толчковой, в результате чего группировку фигурист начинает выполнять уже в толчке. В обоих вариантах маха важна синхронность движений свободной ногой и одноименной рукой.

Первый способ позволяет достичь большей высоты и длины прыжка и зрелищно более эффектен. Второй способ облегчает выполнение плотной группировки, поэтому рекомендуется для прыжка в 3 оборота.

Уверенное скольжение по толчковой дуге - одно из основных условий успешного выполнения прыжка. Поэтому обучение прыжку сальхов рекомендуется начинать с разучивания тройки вперед-наружу - назад-внутрь на большой скорости с длительным скольжением назад-внутрь (6—8 сек.). Свободная нога при этом выпрямлена и находится точно над следом, а одноименная ей рука отведена назад. Целесообразно также выполнять приседание на опорной ноге, четко соблюдая равновесие. В дальнейшем последовательно выполняют тройки на толчковой ноге, завершая их прыжком в один оборот. Для подхода к прыжку можно использовать переступание с хода правой вперед-внутрь на левую назад-внутрь. Этот подход обеспечивает более устойчивое скольжение по толчковой дуге (рис. 41, б).

Подходом к прыжку может также служить перетяжка назад-наружу - назад-внутрь. Такое выполнение подхода внешне создает впечатление внезапности прыжка. Во время толчка важно избегать сильного скобления льда зубцами конька и стремиться к плавному, слитному выполнению дуг тройки, резко акцентируя разгибание толчковой ноги и маховые движения в конечный момент толчка.

Петля. Выполняется она аналогично петле назад-наружу, отчего и происходит это название (рис. 42). Этот прыжок является одним из самых сложных реберных прыжков, что объясняется трудностью предотвращения раннего поворота тела в направлении вращения, а также ограниченной амплитудой маховых движений. Разучивание прыжка рекомендуется начинать с овладения шагом, включающим поворот тройкой назад-наружу - вперед-внутрь с последующим переходом на другую ногу на ход назад-внутрь. Этот шаг повторяют по кругу. Осваивая его, необходимо следить за скрещенным спереди положением свободной ноги и не допускать поворота верхней части тела в направлении вращения.

Овладев этим шагом, можно приступать к разучиванию так называемого классического варианта подхода, выполняемого тройкой вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой толчковой ноги на ход назад-наружу. Здесь, как и в других прыжках, исключительно важна устойчивость скольжения при подготовке к толчку и непосредственно в толчке. В прыжке петлей устойчивость исходного для толчка положения отрабатывают, выполняя тройки вперед-наружу с длительным скольжением назад-внутрь. При этом рука, одноименная толчковой ноге, отведена назад, а голова обращена внутрь дуги скольжения. Начальное вращение в прыжке петлей достигается вращением верхней части тела, поэтому описанное исходное положение тела позволяет выполнить необходимый замах и увеличивает амплитуду вращательного движения.

Рис. 43. Прыжок оллер

При разучивании прыжка петлей в 2 и более оборотов следует использовать пируэт назад, подход и въезд в который аналогичны прыжку петлей. Полезно и такое упражнение - прыжок после длительного скольжения (3 - 4 сек.) по пологой дуге ходом назад-наружу, свободная нога сзади. Перед толчком свободную ногу выносят вперед, а верхнюю часть тела поворачивают в сторону, противоположную направлению предстоящего вращения. Толчок выполняют не касаясь льда свободной ногой и не делая раннего поворота верхней части тела в сторону вращения. Толчковая дуга в этом прыжке должна быть пологой, с закривлением в конечной части. Делают ее, как и в других прыжках, на ребре конька с минимальным участием зубцов.

Рис. 44. Прыжок валлей

Оллер *. По способу отталкивания он аналогичен прыжку петлей, но приземление в нем происходит на маховую ногу (рис. 43). Поэтому здесь важны энергичное маховое движение выпрямленной свободной ногой в направлении общего движения тела и фиксация положения обеих ног в полете. Чтобы уверенно выполнять приземление ходом назад-внутрь, необходимо отводить назад и удерживать в этом положении свободную ногу и одноименную руку. В качестве вспомогательного упражнения для овладения приземлением рекомендуется длительное скольжение в таком положении.

Валлей**. Выполняют его обычно после перетяжки назад-наружу — назад-внутрь, во время которой голову и руки поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете (рис. 44). Свободная нога отведена назад и остается сзади на протяжении всего прыжка. Толчок осуществляется внутренним ребром конька и сопровождается энергичным вращательным движением верхней части тела в сторону, противоположную закривлению толчковой дуги.

Рис. 45. Прыжок внутренний аксель

Прыжок валлей является единственным в настоящее время реберным прыжком, выполняемым с отрицательным направлением вращения тела в полете. Сложность создания начального вращения в толчке затрудняет выполнение этого прыжка в 2 и более оборотов.

Внутренний аксель. Прыжок осуществляют толчком внутреннего ребра опорной ноги (рис. 45). В исходном перед толчком положении свободная нога и противоположная рука отведены назад. В толчке ноги и руки группируются, а приземление происходит на ход назад-наружу на толчковую ногу.

При разучивании важно контролировать выполнение окончания толчковой дуги и не допускать поворота тройкой, иначе технический рисунок прыжка меняется и он превращается в прыжок петлей. Во время скольжения по толчковой дуге следует значительно наклонить тело внутрь дуги (до 70- 75°), поскольку толчок может вызвать нарушение равновесия в сторону выпуклости толчковой дуги.

Прыжок «кораблик». Он отличается исходным и конечным положениями тела (рис. 46). Толчок и приземление выполняют здесь на наружных или внутренних ребрах. Положение «кораблик» можно принять только в толчке, а выезд осуществлять другим способом. В любом варианте прыжка главное - четкость сохранения положения и в толчке, и во время приземления. Прыжок требует совершенного владения положением «кораблик».

Рис. 46. Прыжок «кораблик»
 
Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, «Физкультура и спорт», 1976.
Разделы
Прыжки в фигурном катании (Мишин А.Н.)
Введение
Основы техники прыжков
Одноопорное скольжение
Разбег
Толчок
Полет
Приземление
Техника тройных прыжков
Методика обучения прыжкам
Общие положения
Выбор скорости разбега. Определение направления прыжка
Обучение толчку
Совершенствование движений в полете
Основные ошибки в приземлении
Особенности основных прыжков
Реберные прыжки
Носковые прыжки
Каскады прыжков
Прыжки во вращение
Прыжки в парном катании
Затраты энергии и частота сердцебиений при выполнении прыжков
Специальная прыжковая подготовка фигуриста
Методы исследования прыжков
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.017 сек.