1. Задачи. Учить детей стоять, ходить на коньках, приучать ставить коньки прямо. Совершенствовать функцию равновесия
I часть. Стоя в шеренгах, удерживать равновесие на коньках. Идти вперед и вернуться обратно. Повторить 2—3 раза. Ходьба врассыпную по всей площадке в течение 30—40 с
II часть. Упражнения. I. «Пружинка». И. п.: ступни чуть расставлены, параллельны, туловище наклонено, руки на поясе. Выполнить несколько полуприседаний, руки вытянуть вперед и вернуться в исходное положение. Повторить 4 раза
2. «Цапля». И. п.: то же, руки опущены. Поднять ногу, согнутую в колене, руки развести в стороны, принять исходное положение. Повторить 5 раз.
III часть. Ходьба друг за другом по краям площадки.
2. Задачи. Те же
I часть. Повторить материал 1-го занятия
II часть. Упражнения. 1. «Конькобежец». И. п.: ступни чуть расставлены, параллельны, руки за спиной. Слегка присесть и побыть в таком положении 10—15 с
2. И. п.: из положения конькобежца отвести ногу в сторону-назад и приставить ее к опорной. Повторить движение каждой ногой 3—4 раза
3. «Ласточка». И. п.: стоя, руки опущены. Наклониться слегка вперед, руки вытянуть в стороны, прямую ногу отвести назад; принять исходное положение. Повторить движение каждой ногой 4—8 раз
III часть. Ходьба врассыпную в течение I—2 мин.
3. Задачи. Учить детей понимать направление толчка и положение коньков при их наклоне. Совершенствовать равновесие на коньках
I часть. Ходьба короткими и длинными шагами друг за другом и врассыпную
II часть. Упражнения. 1. «Неваляшка». И. п.: стоя, руки на поясе. Наклонить оба конька вправо, поставить прямо. То же выполнить в другую сторону. Повторить 5 раз в каждую сторону
2. И. п.: поза конькобежца. Отвести ногу в сторону, назад, вернуться в исходное положение. То же выполнить другой ногой. Повторить 4 раза
3. «Цапля». И. п.: стоя, руки опущены. Поднять согнутую ногу з колене, руки развести в стороны, вернуться в исходное положение
III часть. Ходьба врассыпную и друг за другом.
4. Задачи. Совершенствовать функцию равновесия, закреплять посадку конькобежца
I часть. Ходьба на коньках по прямой в медленном и быстром темпе
II часть. Упражнения. 1. И. п.: руки на поясе, ноги сомкнуты. Прыжки на коньках. Повторить 8—10 раз
2. И. п.: поза конькобежца. Имитировать скольжение на коньках, продвигаясь вперед на расстояние 5—6 м. Повторить 2 раза
III часть. Игра «Сделай фигуру». Повторить 3 раза.
5. Задачи. Те же, что в 3-м занятии
I часть. Повторить материал 3-го занятия
II часть. Повторить упражнения из 3-го занятия. Упражнение «Неваляшка» повторить по 6 раз в каждую сторону
III часть. Игра «Сделай фигуру».
6. Задачи. Те же, что и в 4-м занятии
I часть. Повторить материал 4-го занятия
II часть. Повторить упражнения 4-го занятия. Прыжки сочетать с ходьбой. Второе упражнение повторить 4 раза
III часть. Игра «Построй шеренгу, колонну, круг». Подобное содержание подготовительного периода создает хорошую готовность детей к занятиям на льду, позволяет решить в дальнейшем задачи основного периода обучения.
В конце ноября с детьми проводятся групповые занятия на снежной утрамбованной площадке. Эти занятия проводятся во время утренней прогулки 2 раза в неделю длительностью 20—25 мин. Всего можно провести с детьми примерно 6 занятий. Повышенная эмоциональность, сравнительно большая возбудимость детей на занятиях, их стремление к быстрому выполнению движений на коньках на снежной площадке приводят к частым падениям. Поэтому так важно учить ребят в этот период приемам самостраховки. Дети должны уметь группироваться в момент потери устойчивости на коньках. Для этого надо глубоко присесть, туловище наклонить слегка вперед, руки опустить вниз до коньков, коньки слегка расставить. Важно, чтобы дети мышечно почувствовали технику правильного падения. Это упражнение можно включать в каждое занятие, в середину, после подводящих упражнений. Можно учить детей и приемам правильного падения, например «рыбкой». Ребенок слегка приседает, туловище и руки выносит вперед и скользит на животе, ноги вытягивает. Этим упражнениям учат детей на занятиях на снежной утрамбованной площадке и затем закрепляют в основном периоде обучения
Произвольная ходьба или катание позволяют детям ощутить скользкую поверхность, почувствовать свои возможности, а воспитателю выявить ошибки, которые с помощью специальных приемов обучения могут быть сразу же исправлены на первых занятиях. Обычно дети допускают одну и ту же ошибку, неровно ставят коньки; необходимо всегда требовать от ребят, чтобы они следили за этим и ставили коньки прямо
В основной части всех занятий большое место отводится разбегу и скольжению. Обучение этому движению осуществляется в следующей последовательности: отталкиваться только одним коньком, на другом скользить, количество шагов не регламентируется; затем выполнять те же движения, но шагов делать меньше и более длинные; далее выполняется разбег обеими ногами и скольжение на двух коньках, чуть присев, во время скольжения вес тела надо переносить с одной ноги на другую; пройти всю прямую только с помощью толчков то одной, то другой ногой с энергичными маховыми движениями рук
В усвоении техники отталкивания помогает упражнение «елочка», которое проводится на снегу: отталкиваться одним коньком и быстро отрывать его от снега, другой конек в это время, не отрываясь от снега, скользит по нарисованной полоске. Это упражнение выполняется сначала по прямой дорожке длиной 3—4 м, затем 5—10 м. По следам на снегу дети видят результат своего движения, считают, сколько веточек получилось, сравнивают его с образцом, который находится рядом
Занятия на снежной утрамбованной площадке проводятся со всеми детьми группы. Поэтому необходимо продумать моторную плотность занятий. Прежде всего нужно правильно выбрать способ организации детей. Вводная и заключительная части занятия обычно проводятся фронтальным способом. В основной части лучше использовать посменный способ (по 3—4 детей). Надо расставить ребят в шеренгу так, чтобы они хорошо видели показ воспитателя. Из этого построения дети поочередно выполняют необходимые упражнения, повторяя их 3—6 раз, затем отдыхают. Во время отдыха (он может быть в зависимости от температуры воздуха в помещении или на скамейках, вынесенных на занятие) воспитатель беседует с детьми о тех движениях, которые только что выполнялись. |