ВПЕРВЫЕ НА ЛЬДУ
Вы стоите у края катка, собирая все свое мужество, чтобы в первый раз ступить на лед. Пусть вас не смущает тот факт, что все, находящиеся на катке, выглядят так, словно они провели здесь много лет. Конькобежцы полностью поглощены своими заботами, они настолько привыкли видеть новичков у края ледяной площадки, что не обращают на них никакого внимания.
Ваши ботинки хорошо зашнурованы, вы сняли чехлы (обязательно должно быть ваше имя на них) и положили их в удобное место, неподалеку от выхода на лед.
Будем считать, что вам никто не помогает. Покрепче ухватитесь за бортик катка, если он есть, и аккуратно ступите на лед. Вероятнее всего вам покажется, что никогда в жизни вы не находились в более безнадежном положении. Но будьте уверены — это чувство скоро исчезнет. Никакой практической помощи вы не получите, если в одной руке у вас будет эта книга, а другой рукой вы будете держаться за бортик. Однако физически крепкий человек, уверенный в себе, может обойтись без посторонней помощи. Надейтесь на помощь друга лишь тогда, когда знаете, что он сам твердо стоит на коньках. Умение поддержать новичка и помочь ему приходит после значительной практики и определенного опыта. И не в этом главное: нет смысла в том, чтобы вы опирались на кого-нибудь, а он тащил вас по катку. Вы сами должны научиться держаться на льду.
Теперь соедините ноги вместе так, чтобы они не разъезжались в стороны, и постарайтесь постоять спокойно. Ваша главная задача сейчас — двигаться вперед, не держась за бортики. На этом этапе пусть вас не смущают многие мелочи. Не обращайте внимания на ваших друзей, которые будут стоять в стороне и говорить: «Необходимо согнуть ноги в коленях, отталкиваться лезвиями коньков».
Начало есть начало, и главное сейчас — обрести определенное равновесие, когда вы двигаетесь вперед. Вашим первым инстинктивным стремлением будет делать шаги так, как будто вы идете по земле, но вскоре вы поймете, что это неверно; и то, что это стремление неверное, не должно вас смущать; ведь вы начинаете чувствовать лед, хотя и делаете маленькие шаги.
Как только вы сможете проехать вперед на обеих ногах достаточно уверенно, начинайте изучать правильное отталкивание. Но не будем забегать вперед. Лучше обсудим еще один очень важный момент.
ПАДЕНИЯ
Падения на льду не так неприятны, как падения на полу или на земле. Дело вот в чем — падение на льду большей частью происходит во время скольжения. И инерция скольжения уменьшает силу удара при падении. Вам могут сказать — при падении сгибайте ноги в коленях и расслабляйтесь. Теоретически все это очень хорошо, но новичок обычно оказывается на льду раньше, чем успеет подумать, что нужно делать в момент падения. Со временем вы научитесь расслабляться, но научиться падать можно только падая, и хотя это звучит несколько жестоко, но чем раньше вы упадете в первый раз и узнаете, что это такое, — тем лучше. Тот факт, что вы не ударились так сильно, как ожидали, и от этого не рассыпались, придаст вам больше уверенности.
Если вы упали, поднимайтесь как можно быстрее. Не лежите на льду. Вы ведь только привлекаете внимание. Естественно, другие фигуристы почувствуют необходимость подойти к вам и узнать, все ли в порядке. На снимке 1 показано, как надо и как не надо подниматься после падения.
НАЧАЛЬНОЕ СКОЛЬЖЕНИЕ
Начальное скольжение достигается с помощью правильпого отталкивания ребром конька, своевременного сгибания и выпрямления колена опорной ноги, одновременного переноса веса тела с одной ноги на другую. Это более сложное движение, чем его представляют себе конькобежцы. Оно требует постоянного внимания и практики, даже если вы катаетесь уже значительное время. В этом разделе мы не будем подробно останавливаться на деталях, ведь для того чтобы хорошо отталкиваться, нужно уметь держать равновесие на одной ноге довольно долго. А вы всего лишь научились скользить вперед на обеих ногах. Однако вы можете попробовать.
Это движение скользящее, причем вы скользите сначала на одной ноге, а потом на другой. Об этом мы будем говорить более подробно в разделе 2, но сейчас самое главное понять, что толчок должен осуществляться ребром конька, а не носком. Посмотрите на снимок 4. Поставьте ноги вместе параллельно, как показано на снимке 4, а, согните ноги в коленях и вытяните правую ногу так, как показано на снимке 4, б. Прижав правый конек плотно ко льду, оттолкнитесь, как показано на снимке 4, в, и постарайтесь преодолеть небольшое расстояние, скользя на левой ноге. Далеко на этой ноге вы не про-скользите — придется опять подтянуть правую ногу к левой (снимок 4, ж). Вы еще не научились правильно скользить на одной ноге (об этом в следующем разделе), но, по крайней мере, отучились отталкиваться носком, что считается плохой манерой катания.
После того как вы сделали первый толчок и ноги снова вместе (снимок 4, ж), некоторое время вы скользите на двух ногах. Вы, вероятно, заметите, что после первого толчка ваши плечи начнут разворачиваться. Подождите немного, пока вы снова сможете управлять своими плечами, затем разверните левую ногу и повторите снова все движение. Когда вы поставите ноги вместе, вам непроизвольно захочется выпрямить оба колена, а потому не забывайте сгибать их снова перед каждым толчком. Помните, что вы должны сгибать колено до толчка, а не во время его. При совершении толчка сначала одной ногой, а затем другой говорите про себя: «Толчок, вместе, пауза.., толчок, вместе, пауза...», и так далее. Во время паузы обе ноги должны быть на льду. Это помогает вам восстановить равновесие после толчка. С практикой пауза будет становиться все короче.
Перед тем как идти дальше, давайте уточним, какую ногу мы называем опорной. Удивительно, но большинство новичков верят, что опорная нога — это та, которую они собираются выдвинуть вперед, хотя на самом деле опорная нога осуществляет толчок. На снимке 4 правая нога является опорной. Позже вы узнаете, что большую часть времени вы скользите либо на одной ноге, либо на другой. А поэтому необходимо, чтобы всегда одна нога находилась точно по центру тяжести, и при скольжении вперед по прямой этот центр будет находиться точно под вашей головой. Главное, что нужно помнить сейчас,— колени сгибаются до толчка, толчок осуществляется ребром, а не носком конъ-ка, спина остается всегда прямой. Избегайте искушения наклоняться вперед при сгибании колена.
|
Снимок 1. Подъем после падения: а — д — правильно; е — неправильно, если вы будете подниматься подобным образом... ж — ваши усилия завершатся вот так |
ТОРМОЖЕНИЕ
Новичков обычно знакомят с простейшей остановкой способом «плуг», который вполне подходит для этого этапа, но только для этого, а как только вы познакомитесь с другим методом, вы должны забыть «плуг».
Наберите скорость и скользите вперед, поставив ноги параллельно примерно на расстоянии 45 сантиметров одна от другой. Сильно согните колени, подайте корпус немного назад и разверните носки ботинок внутрь, продолжая держать ноги на том же расстоянии (снимок 2, а и б). Если вам удастся удержать ноги в этой позиции, вы медленно затормозите и остановитесь. Требуются определенные усилия мышц бедра, чтобы удерживать ноги в нужной позиции, и вы затормозите лучше, развернув ноги в одну сторону и поставив их дальше одна от другой. К тому же голеностопный сустав должен быть повернут внутрь, иначе конек не будет тормозить. Однако если вы повернете его слишком сильно, коньки столкнутся и торможения не произойдет. Проделать такое упражнение нужно несколько раз, чтобы найти правильный угол отталкивания. Конечно, если вы будете делать наоборот, как делают многие новички — поворачивать голеностопный сустав во внешнюю сторону, ваши ноги немедленно столкнутся,, и вы будете катиться, дальше. Делая остановку подобным способом, очень важно удерживать центр тяжести тела (как показано па снимке 2, б).
|
Снимок 2. Остановка «плугом». |
Многие фигуристы считают, что легче тормозить с помощью одной ноги. Начинать торможение нужно так же, как вы начинали тормозить двумя ногами, затем развернуть тело немного вбок и тормозить той ногой, которая окажется впереди. (Снимок 2, в).
|