Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Разминка перед стартом

Страницы: 1234567891011121314   
 

Марис Лиепа,
народный артист СССР,
лауреат Ленинской премии

ШЕСТЬ БАЛЛОВ РОВНО!

На спортивном небосклоне время от времени вспыхивают «кометы», реже зажигаются «звезды» и уж совсем редко, что, впрочем, вполне закономерно, загораются сверхзвезды. Первые вспыхивают на мгновение, чтобы тут же погаснуть, вторые некоторое время освещают спортивный небосклон и тоже исчезают, а третьи не только остаются в памяти людской, но, что не менее важно, меняют наше представление о самой человеческой природе, о человеческих возможностях. В чем же феномен «суперзвезд»? Я глубоко убежден, что выдающихся успехов в спорте, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, достигают не те, кому с детства со всех сторон «напевают» об их сверходаренности, а те, кому с детства смогли привить уважение к труду, кого с детства научили трудиться. Конечно, я далек от мысли, что труд — это только рьяное выполнение поставленных кем-то задач (это — труд ремесленника). Труд, о котором говорю я, — это прежде всего самостоятельное творчество, это сомнения, это учет своей индивидуальности, это умение отказаться от того, что модно сегодня, это мужество отказаться от того, что сегодня так нравится всем (а это непросто), это умение доказать окружающим, что твой путь интересен, хотя и нов (а это очень и очень непросто).

И еще. «Суперзвезда» — это всегда явление демократичное. Каждый в силу своего опыта, воспитания, знаний, даже пристрастий находит понятное и близкое ему одному, что связывает его с этим уникальным явлением. Когда я смотрел выступления И. Родниной и А. Зайцева, я поражался той степени самоотдачи, с которой они прокатывали свои программы. Но это не была самоотдача через «не могу». Нет, это была радостная самоотдача художников, знающих, что они доставляют радость зрителям, и, казалось, не будь в зале судей, они катались бы точно так же. Может быть, и в этом секрет их успехов, их неправдоподобной популярности. Их спорт был адекватен искусству.

На чемпионате мира в Чехословакии во время проката произвольной программы И. Родниной и А. Зайцевым внезапно оборвалась пленка с фонограммой. Исчезла музыка. Я никогда не забуду этого момента—я увидел его в фильме об Ирине. Такие мгновения становятся проверкой на правильность прожитой жизни, на правильность выбора жизненного пути, потому что эти мгновения нельзя предугадать, нельзя приготовиться к ним специально, к ним человек готовится всю свою жизнь. Роднина и Зайцев оказались готовыми — это подтвердили зрители, которые стоя приветствовали спортсменов, это подтвердили и судьи, единодушно выставившие им предельно высокие оценки.

К сожалению, мне не довелось видеть Ирину и Александра на тренировках Я видел только конечный результат их труда. Но, судя по этому результату, могу с уверенностью сказать: они хорошо знают, что такое пот, бессонные ночи, травмы, сомнения, отчаяние и упоение вдохновением. Они умеют отказывать себе во всем, что мешает главному — делу, которому они служат.

Мой интерес к фигурному катанию вызван моей профессией: я танцовщик, и все, что помогает мне лучше делать мое дело, мне интересно. Меня поражала мощность этой пары, ее скорость и при этом тонкая эмоциональность.

Когда они начинали программу, казалось: все! быстрее они не смогут! неправильно выбран темп! слишком резво начали! Но когда, но всем законам, они должны были устать, сбросить скорость, они прибавляли ее, ломая все представления о человеческих возможностях и пределах. Они раздвигали горизонты человеческих возможностей! И делали это легко, играючи. И тут становилось ясно, что мы имеем дело с настоящим искусством, с высочайшим профессионализмом, с выдающимися спортсменами.

И еще я навсегда запомнил глаза Ирины, когда она исполняла с Александром показательный номер «Я люблю тебя, Россия». Это были глаза человека, который в полной мере понимает и разделяет смысл слов песни. Более того, исполнители эмоционально обогащали эту песню. И рука Ирины, протянутая вперед и чуть вверх, как бы обращенная к Родине,— этот жест явно не был придуман...

И еще я помню глаза Ирины в Лейк-Плэсиде, когда ее награждали третьей в ее жизни золотой олимпийской медалью. Они были полны слез. Фотография обошла весь мир, и не случайно. Человек получает высшую олимпийскую награду — и плачет?! Парадокс! Да, парадокс — для того, кто своей целью ставит награды. Но закономерное проявление — для человека, одержимого творчеством, ведь, как прекрасно написал Б. Л. Пастернак:

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.

А ведь для Ирины момент награждения был и моментом прощания с любимым делом. И это оказалось сильнее радости победы. Но, глядя на плачущую Роднину (написал и удивился — так не соответствует слово «плачущая» Ирине Родниной), я понял: творчество для нее прекратиться не может — она будет творить, пока будет жить. И я не ошибся. Ирина не рассталась с фигурным катанием, она продолжила свою спортивную деятельность в новом качестве — в качестве тренера.

Если бы выставлялась оценка за спортивную и творческую деятельность, я бы не задумываясь поставил Ирине и Александру высшую оценку, принятую в мире фигурного катания: шесть баллов ровно!

РАЗМИНКА ПЕРЕД СТАРТОМ

Мы принялись за эту книгу спустя два года после того, как закончили свои выступления на льду. Между нашим последним стартом и первой строкой рукописи оказались месяцы новой жизни, которые постепенно отдаляли то, что мы считали самым главным для себя. И удивительное дело: чем дальше уходили в прошлое события, тем отчетливее, выпуклее, ярче виделись они нам.

Пока мы катались, трудно было анализировать, исследовать то, что происходило,— просто времени на это не оставалось Очередная тренировка, очередной старт поглощали нас полностью. И эта цельность восприятия и подхода к каждому своему прожитому в спорте дню делала нас в то время сильными.

Спустя два года наше видение фигурного катания стало качественно иным. Мы пока в самом начале нового пути. Пути нелегкого, потому что, сохранив спортивный азарт, энергию, должны теперь перестраивать — часто на ходу — сам подход к событиям и фактам. Никто сегодня — как это было и в спорте — не может нести нашу ношу. Но только это уже другая ноша. И об этом надо помнить на каждом шагу.

Раньше мы отвечали только за себя, помогали сплачивать сборную команду страны, когда выезжали на крупные соревнования, старались помогать тренерам — вначале в группе С. А. Жука, а затем Т. А. Тарасовой. Теперь готовим к соревнованиям молодых спортсменов в обществе «Динамо». Иная ответственность, и на одних только прежних заслугах далеко не уедешь. Но мы никогда и не думали о своих прежних, вчерашних заслугах. Именно поэтому ежегодно представляли мы на суд зрителей новые программы, новые концертные номера, шлифовали свой стиль. И если надо было предпринимать решительные шаги, чтобы не останавливаться в росте, идти вперед, мы их не мешкая предпринимали.

За семь сезонов, проведенных вместе (а у Ирины — за одиннадцать сезонов в высшей лиге), у нас не было ни одного года спокойной жизни. Спортивная борьба готовила нам сюрприз за сюрпризом, и не всегда решение проблем было для нас легким, часто приходилось идти на риск. И всякий раз мы вновь и вновь утверждались в роли лидеров. Как это происходило, сколько требовало от нас физических и психических сил, читатель узнает из этой книги.

Мы всегда считали и будем считать, что лидер в спорте во всем должен быть образцом не только для своих товарищей по команде, но и для миллионов зрителей, любителей спорта вообще и фигурного катания в частности. Относясь с такой мерой требовательности к себе, мы надеемся, что имеем право и о других говорить с достаточной откровенностью и принципиальностью. Хочется вспомнить о письме, которое пришло незадолго до второй нашей олимпиады от Нади Зайцевой, восьмиклассницы из Перми. Она писала, обращаясь к Ирине: «Ваши фотографии лежат у меня на столе. Когда я прихожу из школы, я рассказываю Вам о прожитом дне, делюсь своими мыслями. И мне кажется, что Вы отвечаете мне — иногда веселой, дружеской улыбкой, а иногда и печальной, укоризненной, когда в чем-то я поступила неправильно, не так, как должен поступать мужественный, честный человек в минуту пусть даже небольшого, но испытания...» Такие письма ко многому обязывают каждого, кто хочет быть лидером в советском спортивном движении.

Нам будет радостно, если наш опыт, поиски и находки найдут отклик у любителей спорта разных поколений. Помогут понять даже далеким от спорта людям, что привлекательно в нем, что заставляет нас, чемпионов, на пути к новым и новым вершинам становиться аскетами, подвижниками.

Мы старались доказать личным опытом, что воспитание гармонической личности немыслимо без активных занятий физической культурой. И если сегодня десятки тысяч людей идут в секцию фигурного катания, если они получают здесь первую свою закалку,— в этом заслуга и фигуристов сборной команды СССР.

 
Роднина И. К., Зайцев А. Г. Олимпийская орбита. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 302 с, ил.
Разделы
Олимпийская орбита (Роднина И. К., Зайцев А. Г.)
Разминка перед стартом
Глава 1. Беглый взгляд в недалекое прошлое и ближайшее будущее
Глава 2. С первым партнером
Глава 3. 1972. Саппоро. Олимпиада-1
Глава 4. Наш первый сезон
Глава 5. К новому тренеру
Глава 6. 1976. Инсбрук. Олимпиада-2
Глава 7. Гордое имя - Спортсмен!
Глава 8. Возвращение
Глава 9. 1980. Лейк-плэсид. Олимпиада-3
Глава 10. В сборной команде страны
Глава 11. Наша большая семья
Глава 12. В новых ролях - к новым олимпиадам!
Интервью после финиша,
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.011 сек.