Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Музыкальное сопровождение программы

Страницы: 12345678910111213141516171819202122232425262728   
 

В классификационной программе по фигурному катанию на коньках сказано: «Участники соревнований должны обращать внимание на выбор музыкального сопровождения программы». Но подобрать красивую музыку, которая отвечала бы характеру составленной программы и хорошо адаптировалась с отобранными элементами, не легко. Нужно обладать хорошим музыкальным вкусом, иметь хотя бы элементарные знания музыкальной грамоты и проявить немало терпения и трудолюбия.

Стараясь подобрать эффектное музыкальное сопровождение для своей программы, фигуристы нередко обращаются к модным произведениям, которые почти каждый день звучат по радио, исполняются на эстрадных концертах, танцевальных вечерах. Но модное еще не значит хорошее, и к тому же модные произведения обычно недолговечны, а работать над программой приходится длительное время.

При выборе музыки фигуристы порой не учитывают своих индивидуальных качеств и технических возможностей примене* ния ее.

Как известно, программу произвольного катания составляют по такой, наиболее распространенной схеме: 1 — вступление; 2 — темповая часть; 3 — умеренная; 4 — стремительный финал: Каждая часть исполняется в определенные отрезки времени — 4—5 минут, которые отводятся на выполнение всей программы.

Взяв заранее подготовленную темповую структуру программы, фигурист начинает укладывать музыкальный материал в отрезки времени каждой части. Но нередко отобранная для произвольного катания музыка не соответствует составленному хронометражу. Спортсмен не может связать музыкальные отрывки, сохранив хотя бы относительную их целостность, с той или иной частью программы.

Возникают перед фигуристами и другие трудности. Поэтому поговорим о том, какую лучше музыку брать для музыкального сопровождения и как ее компоновать.

В мировой практике редко бывали случаи, когда музыка писалась специально для фигуристов. Обычно на соревнованиях мы слышим разнообразную музыку: балетную, эстрадно-танцевальную, симфоническую или инструментальную.

Какой из перечисленных жанров следует предпочесть при подготовке музыкального сопровождения? Любой, все зависит от стиля и манеры исполнения фигуриста.

При составлении музыкальной программы встает много других проблем: в каком объеме должны сочетаться отрывки из разных музыкальных жанров, сколь органичной будет эта связь, какому жанру отдать предпочтение и, главное, как добиться того, чтобы составленная из отрывков различных музыкальных произведений программа звучала как единое целое. Точных рецептов здесь предложить нельзя, но установить определенные принципы построения можно.

Поскольку фигурное катание близко к балету, фигуристы часто используют для музыкального сопровождения балетную и эстрадно-танцевальную музыку. Но мы должны обратить внимание на некоторые особенности этого жанра. Эстрадно-танцевальная музыка, в частности современная джазовая, несмотря на эффектность, таит опасность динамического и темпового однообразия. Нельзя путать понятия — темповое однообразие и ритмическое. Для джазовой музыки, наоборот, характерно разнообразие ритмов. Смена их, казалось бы, удобна для выполнения на льду, например, шаговых комбинаций, но происходит она в такие короткие промежутки времени, в которые фигурист не в состоянии выполнить задуманную комбинацию в унисон с музыкой. Поэтому, если спортсмен любит джазовую музыку, лучше взять материал из так называемого «симфо-джаза». Сохраняя яркие краски джазовой музыки, она создает возможности для «наката» в фигурном катании на коньках.

Музыку для балета создавали выдающиеся композиторы — Чайковский, Прокофьев, Равель, Дебюсси и другие. Их произведения привлекают фигуристов, но использовать их трудно, они требуют специальной отработки, так как балетная техника имеет свои особенности. В балете много элементов, которых совсем нет в фигурном катании или противоположных им, например мелкая техника. Некоторые элементы, которые кажутся общими, в фигурном катании выполняются совсем иначе. Это создает специфику балетной музыки. Поэтому фигуристы, взяв вариацию из балета, тщетно пытаются подогнать под нее элементы фигурного катания. Из всего богатства балетной музыки мастера фигурного катания должны брать только то, что не противоречит его особенностям: непрерывности скольжения, более длительному исполнению элементов и т. д.

В последние годы все чаще можно услышать под сводами катков симфоническую и инструментальную музыку. Стараясь создать впечатляющие композиции, в поисках новых средств выразительности фигуристы обращаются к этим жанрам музыки. Искания мастеров ведут к обогащению и дальнейшему развитию фигурного катания, которое становится фактически новым видом искусства.

Составить музыкальное сопровождение из произведений симфонической музыки очень трудно, нужно иметь специальную подготовку и обладать музыкальным мышлением, чтобы глубоко понять и прочувствовать их. Без убеждения, что взятый музыкальный материал понят и осознан, нельзя приступать к освоению музыки на льду. Поэтому не следует брать очень сложные произведения. В отобранном материале должны быть ясно выражены танцевальные ритмы или чувствоваться четкая ритмическая структура. Странное зрелище представляет катание фигуриста под музыку, которую нельзя воплотить в движениях на льду. Надо помнить, что не всякая музыка, а тем более инструментально-симфоническая, поддается «оттанцовыванию».

Совершенно недопустимо с нашей точки зрения соединять в одной музыкальной программе отрывки из произведений противоположных жанров, как например джазовую и симфоническую музыку, легкую танцевальную и инструментальную. К сожалению, программы, составленные таким образом, еще встречаются на соревнованиях.

Так как обычно невозможно использовать целое произведение в качестве музыкального сопровождения, приходится составлять композицию из отрывков. Компиляцию музыкального сопровождения надо делать технически правильно с музыкальной точки зрения. Здесь следует консультироваться со специалистами: звукооператором, аккомпаниатором и другими. Но поскольку не всегда есть к кому обратиться за помощью, дадим несколько рекомендаций, которые помогут избежать крупных просчетов в музыкальной программе.

Составлять музыкальное сопровождение лучше из сочинений одного и того же автора или даже одного какого-то произведения. Это позволяет сохранить единство музыкального стиля. Фигурист должен знать, что недопустимо «обрывать» музыкальное предложение, фразу или период только потому, что по времени они не связываются с выполняемым элементом.

В музыке существует понятие родственных тональностей. Тональный план произведения — один из важнейших компонентов любого музыкального сочинения. Нарушать его нельзя. Безграмотно соединять отрывки произведений, где рядом стоит, например, до мажор и фа-диез мажор. Это резко диссонирующее сочетание. Но, к сожалению, приходится слышать на выступлениях фигуристов, как в подготовленных музыкальных программах одна тональность накладывается на другую без всякой связи и гармонической последовательности.

Яркое звучание получает музыкальная композиция, искрящаяся многообразием ритмов. Такая музыка дает широкий простор для подбора различных элементов, фигур и комбинаций.

Большое значение имеет и темповое разнообразие музыкального сопровождения. Но опять возникают трудности компоновки контрастирующих частей. Чтобы композиция была мелодичной (гармоничной), нужно каждую часть, исполняемую в другом темпе, подготавливать небольшим вступлением. Это относится и к динамическому построению музыкальной программы. Резкие динамические сдвиги (переходы), если они не продиктованы самим автором, следует «сглаживать» при помощи промежуточных отрывков, предположим, между форте и пианиссимо. Небольшие музыкальные вступления облегчают спортсмену переход к новым движениям, к другому темпу.

Фигуристы высокого класса начинают произвольную программу обычно с быстрого, стремительного темпа, переходя затем на более умеренный. Финальная часть в большинстве случаев исполняется в оживленном темпе. Естественно, что всевозможные разбеги, шаговые комбинации, вращения выгоднее исполнять под музыку быстрого темпа, а всевозможные спирали, позы, кораблики — под умеренную, спокойную.

Когда фигурист отработает окончательный вариант музыкальной композиции, он должен разложить ее на основные элементы по структуре музыкальной формы. Фактически уже по ходу составления он делит ее на несколько крупных фрагментов. Далее раскладывает на более мелкие элементы: периоды, предложения, фразы и такты. Мы рекомендуем делать графическую запись музыкальной программы на бумаге. Необходимо высчитать длительность каждой музыкальной части в отдельности и установить места не только полных, но и половинных каденций, то есть зафиксировать все моменты логических завершений в музыкальной программе.

Значение органической связи элементов и комбинаций программы с музыкальным сопровождением недооценивают еще многие тренеры и фигуристы. Они отводят ей роль аккомпанемента, дающего только ритмическую основу исполнению. Но все мы с восторгом смотрим выступления наших лучших фи-

гуристов, у которых движения служат стихийным выражением музыки. Она помогает раскрыть замысел композиции, подчеркнуть трудность и мастерство выполнения тех или иных элементов, вызывает душевный подъем у фигуриста, помогает ему с вдохновением исполнить программу.

Тренеры и фигуристы должны иметь определенный минимум специальных знаний в области музыки. В процессе обучения и совершенствования хореограф и аккомпаниатор знакомят фигуриста с основами музыкальной грамоты. Ему нужно иметь понятие о музыкальных звуках, строе, звукоряде, регистрах, знать, что такое темп, ритм, такт, метр и динамические оттенки, построение музыкального фрагмента, предложения, периода и музыкальных фраз. Более подробные знания по тео< рии музыки фигуристы могут получить в специальном курсе В. Вахромеева «Элементарная теория музыки (Музгиз, 1963).

Без знания элементарных основ теории музыки, без понимания ее эмоционального содержания и связи с движениями нельзя достигнуть подлинного мастерства в фигурном катании на коньках.

 
Смушкин Я.А. Искусство фигурного катания на коньках. — М.: Советская Россия, 1967.— 230 с
Разделы
Искусство фигурного катания на коньках (Смушкин Я.А.)
Рисунок обязательных фигур
Современные требования к рисунку обязательных фигур
Ошибки в начертании обязательных фигур
Микрогеометрия следа
Ошибки в рисунке поворотных элементов
Техника обязательных упражнений
Основные позиции фигуриста
Скобка
Крюк и выкрюк
Восьмерка
Параграфы
Восьмерки с тройками
Восьмерки с петлями
Восьмерки со скобками
Элементы одиночного произвольного катания
Вращения
Прыжки во вращение
Прыжки
Элементы парного катания
Спортивные танцы на льду
Обязательные спортивные танцы
Простые: Марш, Фокстрот, Рокер-фокстрот
Вальсы: Европейский, Американский, Вестминстерский, Венский
Быстрые: Килиан, Квикстеп, Пасодобль,
Медленные: Танго, Аргентинское танго, Блюз
Творчество и культура фигуриста
Музыкальное сопровождение программы
Спортивный инвентарь и одежда фигуриста
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.017 сек.