Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Основные понятия и терминология

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

Введение

Перед фигуристом, готовящимся к достижению высоких спортивных результатов, стоит ряд задач, которые в первом приближении могут быть разделены на две группы: овладение обязательными фигурами и овладение мастерством выполнения произвольных программ.

Как эти задачи связаны между собой и каково место обязательных фигур в общем комплексе подготовки фигуриста?

Не вызывает сомнений ставшее уже традиционным утверждение, что обязательные фигуры являются основной базой фигурного катания. Действительно, многократное выполнение кругов, перетяжек и поворотов позволяет улучшить координацию, реберность скольжения, чувство равновесия, повышает двигательные возможности фигуриста. Именно поэтому обязательные фигуры часто называют «школой». Этим как бы подчеркивается, что они являются азбукой катания.

В последние годы наблюдается тенденция к специализации фигуристов: появились спортсмены, блестяще владеющие «школой» и демонстрирующие весьма средние возможности в произвольном катании. И, наоборот, есть немало фигуристов, с легкостью выполняющих элементы наивысшей трудности в произвольном катании и отстающих в «школе».

И это, пожалуй, не удивительно — ведь два разных раздела фигурного катания ставят перед исполнителем различные двигательные задачи. Они различаются прежде всего целью: в обязательных фигурах цель фигуриста— точное начертание фигуры; в произвольном катании— максимальное эстетическое воздействие на зрителя. Отсюда и разница в скоростном режиме скольжения, амплитуде движений звеньев тела, проявлениях силы, выносливости, гибкости, быстроты и т. д.

Фигуристы, хорошо владеющие «школой», обычно более пунктуальны, усердны, внимательны, последовательны. Спортсмены, предпочитающие произвольное катание, более эмоциональны, артистичны, смелы.

Подводя итог, можно сделать важный для практики вывод. На начальных стадиях обучения «школа» является исключительно ценным средством повышения двигательных возможностей фигуриста. На высших ступенях мастерства обязательные упражнения целесообразно рассматривать как самостоятельный раздел фигурного катания. Закономерно поэтому, что в настоящее время победители и призеры соревнований в разделе обязательных упражнений награждаются специальными медалями.

Согласно правилам соревнований, по местам, занятым участниками в обязательных упражнениях, формируются группы для определения стартовых номеров в следующем разделе соревнований — так называемой короткой программе произвольного катания. Другими словами, лучшие по обязательным фигурам попадают в сильнейшую группу и стартуют после участников, занявших более низкие места в обязательных упражнениях.

Фигурное катание на коньках является весьма традиционным видом спорта. Судейство здесь в большой степени определяется субъективным мнением судей, поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что завоевание лидирующих позиций уже после обязательных упражнений имеет большое значение.

До настоящего времени история фигурного катания не знает случая, когда чемпионом Европы, мира или олимпийских игр становился спортсмен слабо или даже средне владеющий обязательными фигурами!

Задачей настоящей работы явилась попытка дать теоретическое обоснование некоторым положениям техники. Переход от эмпирического пути познания обязательных фигур к теоретическим обобщениям особенностей техники потребовал прежде всего анализа движений тела фигуриста с позиций механики. Вместе с тем своеобразие организма фигуриста как живой системы потребовало учета биологических и, в первую очередь, анатомических особенностей человека. Сопоставление данных практической тренерской работы с теоретическим анализом ряда движений позволило выявить некоторые закономерности исполнения обязательных фигур, систематизировать разнообразие технических приемов, уточнить подход к методике обучения и тренировки.

Основные понятия и терминология

Известно, что главной задачей при выполнении обязательных упражнений является начертание на льду фигур заданной формы.

Существуют фигуры в форме кругов, восьмерки и параграфа (рис. 1).

Рис. 1. Форма обязательных фигур: (круги, восьмерки, параграфы)

При выполнении кругов фигурист чертит две касающиеся окружности. Одну окружность описывает на правой ноге, другую — на левой. В восьмерках обе окружности выполняют непрерывно на одной ноге, потом на другой. В параграфах на каждой ноге описывают полторы окружности, в результате рисунок представляет собой три касающиеся друг друга окружности. Каждую обязательную фигуру можно условно разделить на отдельные части, или элементы.

Таких элементов в современном фигурном катании семь: дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк и выкрюк (рис. 2). Для получения и поддержания хода используются толчки. Толчок в начале фигуры называют стартовым, а толчки в процессе выполнения фигуры — переходными.

При начертании обязательных фигур к исполнителю предъявляется ряд требований.

Геометрическая правильность рисунка. Для оценки геометрической правильности рисунка применяется система воображаемых линий: продольная ось, поперечные оси и линии коридоров (рис. 3). Точность начертания дуг и окружностей определяется путем сравнения их с воображаемой или начерченной циркулем эталонной окружностью или ее частью.

Геометрическая правильность рисунка, или просто геометрия рисунка, соблюдена, если все круги фигуры спортсмен выполнит равными, одинаковыми по величине, а их центры расположит на одной прямой — продольной оси фигуры. Элементы фигуры — перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки также должны быть расположены на этой же продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (в фигурах с двукратными тройками). Все элементы также должны быть геометрически правильными: одинаковыми по величине и симметричными. Все детали фигуры, включая рисунки толчков, должны полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку. В фигурах с петлями длина петли составляет треть диаметра круга. Соотношение длины петли к ширине 3 : 2.

Рис. 2. Элементы обязательных фигур

Рис. 3. Разметка фигур

Реберность выполнения. Под этим термином подразумевается соблюдение предписанных правил скольжения на ребрах конька при выполнении того или иного элемента. Так, дугу, крюк, выкрюк и петлю выполняют постоянно на одном ребре конька. В тройках и скобках происходит смена ребра, осуществляемая в одной точке. Следы не должны содержать утолщений, скребков, углублений. Эти дефекты также относятся к нарушению реберности. Важно, чтобы следы были тонкими, но уверенно начерченными, без искривлений и волнистости.

Покрытие следа. Выполняя фигуру, спортсмен должен стремиться к полному подобию движений — каждый новый след располагать кай можно ближе к предыдущему. Чем меньше расстояние между отдельными следами, тем лучшим считается покрытие.

Осанка. Выполняя обязательные фигуры, спортсмен должен следить за своей осанкой. Оценка может быть снижена, если фигурист, например, сильно опускает голову, излишне высоко поднимает руки, задирает носок свободной ноги и т. п. Правильная осанка не только улучшает внешний вид и впечатление от катания, но, что в итоге является самым главным, позволяет улучшить форму кругов, покрытие следа, чистоту и форму поворотов.

Размер фигуры. Величина кругов в больших фигурах должна составлять три-четыре роста фигуриста, а в фигурах с петлями диаметр круга приблизительно равняется длине пяти коньков.

Для упрощения описания движений фигуриста при выполнении обязательных фигур используют традиционные условные выражения и термины.

Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.

Свободная нога — нога, в данный момент не касающаяся льда.

Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта — изменение хода с переднего на задний или наоборот.

Положение головы, свободной ноги и рук спереди или сзади рассматривается по отношению к телу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается особо).

Скручивание туловища — поворот верхней части тела относительно нижней вокруг продольной оси.

Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закривления дуги.

Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное направлению закривления дуги.

Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной оси тела, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Узел фигуры — часть рисунка, включающая толчки, начальные и конечные участки следов. Фигуры в форме кругов и восьмерок имеют один узел. Фигуры в форме параграфа — два.

Взаимное положение звеньев тела фигуриста при выполнении обязательных фигур бесконечно разнообразно. Однако все многообразие положений может быть систематизировано по отдельным признакам.

Наибольшее распространение получила система положений, установленная и обоснованная Н. А. Паниным в 1928 году и опубликованная в 1933 году в третьем издании книги «Фигурное катание на коньках».

Признак, который Н. А. Панин положил в основу своей систематизации, заключается во взаимном расположении фронтальных (поперечных) осей плечевого пояса и таза.

Рис. 4. Нескрученное и скрученное положения тела

Рис. 5. Четыре позиции фигуриста

Рис. 6. Четыре позиции при скольжении вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька

Согласно этому признаку могут существовать две группы положений (рис. 4):

в одной — ось плечевого пояса и ось таза лежат приблизительно в одной вертикальной плоскости;

в другой — ось плечевого пояса и ось таза скрещены, то есть повернуты от среднего положения в противоположные стороны.

Эти группы положений рассматриваются отвлеченно, в пространстве, без опоры.

При рассмотрении положений тела фигуриста в условиях опоры возникает необходимость различать опорную и свободную ноги. Признак взаимного расположения фронтальных осей плечевого пояса и таза дополняется признаком расположения свободной ноги относительно опорной. С учетом этого признака положения тела при выполнении обязательных фигур могут быть приближенно сведены к четырем (рис. 5).

I  позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в одну сторону, свободная нога сзади опорной.

II  позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в противоположные стороны, свободная нога сзади.

III  позиция — плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в одну сторону, свободная нога впереди опорной.

IV  плечевой пояс и таз повернуты относительно среднего положения в противоположные стороны, свободная нога впереди опорной.

Приведенные позиции существуют независимо от ребра и фронта скольжения. На рис. 6 приведены четыре основные позиции в случаях движения вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька.

Рис. 7. Разделение движений в повороте на периоды и фазы

Для более четкого описания положения свободной ноги относительно опорной будем пользоваться выражениями: впереди и сзади, а также сомкнута и разомкнута. Например: свободная нога впереди сомкнута или свободная нога сзади разомкнута.

При описании поворотов принята следующая схема разделения движений на периоды и фазы (рис. 7): 1—2—период подготовки к повороту, 2—4 — период разрешения поворота: 2—3 — фаза въезда, 3—4 — фаза выезда, 4—6 — период завершения поворота:' 4—5 — фаза фиксации позы, 5—6 — фаза перемены позиции.

 
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 175 с, ил.
Разделы
Школа в фигурном катании (Мишин А. Н.)
Основные понятия и терминология
Общие положения техники выполнения обязательных фигур
Биомеханическое обоснование основных движений в обязательных фигурах
Основы техники выполнения обязательных фигур
Методика обучения обязательным фигурам
Выполнение элементов обязательных фигур
Толчки
Круги
Перетяжки
Тройки
Скобки
Крюки
Выкрюки
Петли
Выполнение сложных фигур
Фигуры с тройками, выкрюки
Фигуры с двукратными тройками
Фигуры со скобками, крюки
Фигуры с петлями
Особенности зарубежных школ фигурного катания
Инвентарь, тренажеры, вспомогательные устройства
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.008 сек.