Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Особенности зарубежных школ фигурного катания

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

Техника выполнения и методика обучения обязательным фигурам в различных странах имеют специфические особенности. В первую очередь несколько различаются последовательность позиций в фигурах, движения свободной ноги при скольжении и в поворотах, положение туловища, а также методические приемы, используемые в процессе тренировки. Каждую национальную школу отличает своя организационная структура фигурного катания, что в ряде случаев отражается на построении тренировочного процесса, его планировании, деталях методики обучения.

Успехи фигуристов ГДР, достигнутые в последние годы, во многом определены высоким качеством обучения обязательным фигурам. Г. Зейферт, С. Моргенштерн, К. Эррат, Я- Хоффман и другие фигуристы этой страны уже после обязательных фигур занимали высокие места в турнирных таблицах чемпионатов Европы, мира и олимпийских игр.

Ведущим специалистом ГДР в области одиночного катания является Ютта Мюллер, работающая в Карл-Маркс-Штадте. Занятия она проводит следующим образом. На льду во время тренировок обязательных фигур находятся 13—14 спортсменов. Фигуристы часто располагаются вдоль продольной оси катка. Такое расположение дает возможность наиболее экономно использовать всю площадь катка. Возраст спортсменов, тренирующихся одновременно, от 7—8 до 15—16 лет; все они разной квалификации.

Все фигуристы средней и высшей квалификаци составляют недельные отчеты об учебно-тренировочной работе по обязательной программе, с номерами обязательных фигур. В отчете отражается, сколько минут было затрачено на тренировку той или иной фигуры как за неделю, так и за один день, а также, сколько времени было использовано на одну тренировку в обязательных фигурах. Отмечается и количество повторений обязательной фигуры за определенное время.

В занятиях используют циркуль, изготовленный по специальному заказу для спортсменов группы мастеров. Имеются и стандартные циркули для фигур с петлями.

На тренировку обязательной программы отводится 2 час. 30 мин. — 2 час. 45 мин. с перерывом для подготовки льда. В течение 1 час. 15 мин. фигуристы работают над одной из больших фигур (по 30 мин. с каждой ноги) и фигурой с петлями с одной ноги. Следующие 1 час 15 мин. работают над другой большой фигурой с обеих ног и той же фигурой с петлями с другой ноги. В среднем на каждую фигуру отводится 25—30 мин. Все фигуристы тренируют две большие фигуры и одну фигуру с петлями.

Тренировка проходит следующим образом: первую фигуру вычерчивают циркулем и покрывают 5—6 раз. Затем делают 6—7 смещений по 6 следов на той же оси, но уже не вычерчивают фигуру циркулем. После этого тренер проверяет контрольный след у каждого спортсмена. Если фигурист допускает грубые ошибки, то выполняет фигуру на новом месте до тех пор, пока не исправит их. Спортсмены среднего и высшего класса используют циркуль только для вычерчивания первых шести следов; в основном же циркуль служит для точного и быстрого контроля за ошибками. Даже в младших классах циркулем пользуются сравнительно мало.

Подготовительные упражнения (фигуры № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 24, 25) или отдельные повороты перед выполнением той или иной фигуры почти не используют. Тренировку начинают сразу же с заданной сложной фигуры. Это, очевидно, объясняется тем, что в раннем возрасте, когда проходит подготовка к сдаче обязательных упражнений № 1 и 2, фигуристы имеют значительный объем тренировочных нагрузок, что позволяет им хорошо выполнять данные упражнения. В недельном цикле (6 тренировочных дней) обязательной программе отводится 12—13 часов. В этот период основное внимание уделяют изучению и совершенствованию положений тазобедренного сустава, плечевого пояса, рук, опорной и свободной ног, основанных на биомеханических закономерностях одноопор-ного скольжения. Можно сказать, что на раннем этапе подготовки закладываются навыки технически правильного скольжения, хорошая осанка, которые позволяют в дальнейшем приступить к изучению и совершенствованию сложных обязательных фигур с повышенными требованиями (тройки, скобки, крюки, выкрюки), общей геометрии фигуры и покрытию следа.

В спортивной школе Карл-Маркс-Штадта принята следующая последовательность обучения обязательным упражнениям:

в 6—7 лет —№ 1, 2, 5, 8, 9, 10, 11;

в 8—9 лет —№ 3, 4, 6, 12, 13, 14, 15, 24, 28;

в 10—11 лет —№ 16, 17, 18, 19, 22, 23, 25, 29, 30, 34, 35;

в 12—13 лет —№ 20, 21, 22, 23, 32, 33, 34, 36, 37, 38, 39, 40, 41.

Фигуристов, по каким-либо причинам не освоивших обязательные упражнения до уровня требований, предъявляемых при сдаче норм в их возрастной группе, отчисляют как неперспективных. Спортсменов, показывающих хорошие результаты в произвольном катании, переводят в группу парного катания.

В группе, занимающейся по программе младшей квалификации и 3-й и 4-й норм в недельном цикле подготовительного периода не менее 17—18 часов отводится на обязательную программу, что составляет 60—70% общих занятий на льду. В апреле — июле в группах мастеров и кандидатов в мастера спорта (4-я норма по классификации ГДР) особое внимание уделяют совершенствованию техники движений.

Фигуристы, достигшие определенного мастерства, получают возможность выбрать вариант выполнения сложной обязательной фигуры совместно с тренером. До 12— 13 лет изучение и совершенствование обязательных упражнений проводится по единой методике всеми тренерами под контролем старшего тренера школы. Вот почему при переходе спортсмена от одного тренера к другому проблем перестройки техники и методов тренировки практически не существует.

Фигуристы спортивной школы Карл-Маркс-Штадта обладают хорошим уровнем мастерства в обязательных упражнениях. Это достигается благодаря систематической тренировке обязательных фигур с раннего возраста и в достаточном объеме; единой и рациональной технике для всех однотипных обязательных фигур для каждого спортсмена школы; рациональной организации проведения занятий.

Рассмотрим некоторые детали выполнения обязательных упражнений, используемые в подготовке фигуристов Карл-Маркс-Штадта.

В первых пробах обязательных фигур тренеры ГДР предъявляют серьезные требования к выполнению стартовых и переходных толчков. На протяжении всего круга носок свободной ноги, как считают немецкие тренеры, должен находиться над следом и быть направлен вниз при любых положениях свободной ноги. Все движения свободной ногой выполняют плавно, без рывков и дополнительных махов. Когда свободная нога находится сзади, бедро должно быть в развернутом положении. Это положение необходимо особенно тщательно соблюдать в первой половине круга в фигурах № 1 и 2 и во второй половине круга в фигурах № 3 и 4.Когда свободная нога впереди, бедро находится в закрытом положении на первой половине круга в фигурах № 3 и 4 и во второй половине круга в фигурах № 1 и 2.

При скольжении вперед и назад на наружном ребре бедро свободной ноги и плечо находятся чуть выше бедра и плеча, одноименных опорной ноге. При скольжениях на внутреннем ребре бедро свободной ноги и одноименное ему плечо находятся чуть ниже бедра опорной ноги и одноименного ему плеча. Это позволяет сохранить правильное положение центра тяжести на протяжении всей фигуры, что является основным требованием при выполнении обязательных фигур, особенно поворотов. В противном случае происходит отклонение тазобедренного и плечевого суставов, что, как правило, вызывает нарушение геометрии и чистоты поворотов.

При выполнении обязательных фигур тазобедренный сустав находится точно над опорной ногой, а опорная нога согнута в коленном и голеностопном суставах.

При выполнении фигур с тройками особенность техники поворотов у немецких фигуристов заключается в том, что они исключают какие-либо маховые движения свободной ногой. Положение свободной ноги до и после поворотов сохраняется однотипным. При выполнении троек вперед требуется развернутое положение бедра свободной ноги, а при выполнении троек назад — закрытое.

Отличительной особенностью техники поворотов скобкой является то, что, как и в тройках, исключаются какие-либо маховые движения свободной ногой. При выполнении скобки вперед-наружу положение свободной ноги до поворота — у пятки опорной ноги, бедро развернуто. После поворота бедро свободной ноги в закрытом положении, а стопа находится впереди, над следом, носок направлен вниз.

При выполнении скобки вперед-внутрь свободная нога до поворота находится впереди, положение бедра закрытое, а после поворота свободная нога находится сзади, бедро ее сильно развернуто.

В скобке назад-наружу свободная нога до поворота находится сзади в закрытом положении, а после выполнения элемента — сзади в развернутом.

При выполнении скобки назад-внутрь свободная нога до и после поворота находится сзади в развернутом положении.

Крюки и выкрюки выполняют с использованием позиций, соответствующих тройкам и скобкам.

Очень высокие требования предъявляют тренеры ГДР к мягкости работы опорной ноги и активности свободной ноги при выполнении фигур с петлями. В фигурах № 31 и 39 при выполнении перетяжки ходом назад-наружу свободную ногу и бедро не разворачивают, а в перетяжке ходом назад-внутрь держат в развернутом положении. Перетяжки делают широко, плавно и без задержки свободной ноги в какой-либо точке.

Американские и канадские спорстмены на протяжении многих лет неизменно входят в число сильнейших фигуристов мира. Несмотря на сравнительно частую смену чемпионов в связи с переходом в профессиональные балеты на льду, сборные команды этих стран непрерывно пополняются молодыми, сильными фигуристами. Особый интерес представляет подготовка одиночников. Занятия фигурным катанием в США и Канаде, как и другими видами спорта, имеют ряд специфических особенностей, в основе которых лежит материальная сторона. Спортсмены сами оплачивают расходы на тренера, аренду льда, снаряжение и костюм, поездки на соревнования и т. д.

Одним из ведущих специалистов-практиков в Канаде является Элен Бурка. Наиболее известными ее учениками были ее дочь — чемпионка мира Петра Бурка, выдающийся канадский фигурист Толлер Кренстон, чемпионка Канады Линн Найтингейл. Были у нее и другие сильные фигуристы.

Интересны некоторые детали техники выполнения фигур, характерные для системы обучения Э. Бурки.

Круг вперед-наружу. Ученики Бурки начинают фигуру в I позиции; рука, одноименная опорной ноге, впереди. При переводе вперед проносят сначала свободную ногу, потом руку. При толчке носок опорной ноги находится на продольной оси фигур. Толчок выполняют так, чтобы не придавать телу вращения.

Круг вперед-внутрь. Начинают круг во II позиции. При переводе первой начинают выносить вперед свободную ногу, затем руку, одноименную опорной ноге. Для упрощения обучения правильному рисунку толчков Бурка рекомендует на льду ставить метки. Для принятия правильной позиции бедро толчковой ноги после завершения толчка должно быть несколько приподнято. После толчка она советует избегать создания вращения и дерганых движений свободной ногой.

Круг назад-наружу. Для начинающих рекомендуется следующая схема выполнения: первая треть круга — голова обращена внутрь круга, остальные две трети — наружу. Порядок движений в повороте: голова, нога, руки. Фигуристы старших разрядов должны овладеть вариантами толчков с поворотом головы во время толчка. Большое внимание Бурка уделяет рисунку узла фигуры, форме толчков, отсутствию «волочения» ноги после толчка.

Круг назад-внутрь. В первый момент после толчка руки располагают строго вдоль следа. Движения перевода выполняют в следующем порядке: голова, нога, руки. Движения рук при окончании перевода напоминают движения тореадора, держащего мулету. Строго контролируют отсутствие смены ребра при подъезде к толчку.

Перетяжки. Выполняют их на основе обычных скрещенных положений тела. Особое внимание уделяют рисунку узла фигуры. Длина замкнутой части узла не должна превышать двух длин конька. Поперечная ось, проведенная через центр узла, должна быть биссектрисой углов, образованных дугами окружностей.

Тройки. Подготовку к тройке вперед-наружу выполняют из II позиции. Перед тройкой свободная нога сзади, во время тройки ее приближают к опорной и затем отводят развернутой в положение — носок над следом. Маховые движения свободной ногой не используют. Подготовку к тройке вперед-внутрь выполняют также из II позиции. В момент поворота свободную ногу прижимают к опорной и держат в сильно развернутом положении. Выворотное положение свободного бедра сохраняется на выезде.

При выполнении тройки назад-наружу рекомендуется держать колени прижатыми друг к другу, а стопу свободной ноги развернутой и слегка скрещенной с опорной. В тройке назад-внутрь перед поворотом колено свободной ноги слегка приподнято. В момент поворота его опускают, благодаря этому достигается плотное положение ног.

Общим требованием к выполнению скобок является такое положение тела до и после поворота, при котором линия плеч параллельна следу. При подготовке к скобке вперед-наружу свободную ногу выносят вперед, затем отводят назад в положение «ball to hill», что в данном случае означает—носок, прижатый к пятке. При завершении поворота сначала отводят назад свободную ногу, затем обе руки, как в круге назад-внутрь. Толчок перед скобкой вперед-внутрь выполняют из II позиции. Сначала скручивается туловище, затем свободная нога идет вперед. Перед поворотом свободную ногу подтягивают плотно к опорной. В момент поворота колени прижаты друг к другу.

Оригинальное положение ног используется в скобках назад-наружу. Перед поворотом стопа свободной ноги серединой внутренней поверхности прижимается к большому пальцу опорной. Колени при этом до, в момент и после поворота плотно сжаты. Во время поворота стопу свободной ноги слегка поднимают вверх, затем отводят назад, оставляя прижатой к голени опорной ноги. При подготовке к скобке назад-внутрь сначала отводят назад ногу, затем подготавливают плечевой пояс. В повороте свободную ногу слегка приподнимают. Не рекомендуется стремиться делать скобки большого размера.

Характерной чертой техники двукратных троек вперед является опережающий перевод верхней части тела; бедро свободной ноги в это время выполняет так называемое контрдвижение.

При выполнении крюков рекомендуется акцентировать перенесение о.ц.т. тела из среднего круга в крайний. Перед поворотом и после него линии рук должны быть взаимно перпендикулярны.

В отличие от крюков в поворотах выкрюком не рекомендуется активное перенесение о.ц.т. тела в крайний круг. Старт в выкрюке вперед-наружу выполняется во II позиции.

Оригинальный способ используется для выполнения выкрюка назад-наружу. В момент въезда фигурист поднимает колено свободной ноги вверх; оставаясь плотно прижатым к опорной ноге, оно одновременно «помогает» повороту. На выезде носок свободной ноги находится над следом или слегка снаружи следа.

При выполнении выкрюков вперед тренер делает акцент на выезде пяткой конька, в задних — носком конька в направлении центра среднего круга. Считается, что самой грубой ошибкой при подготовке к выкрюку назад-наружу является расслабленная свободная нога, находящаяся в стороне от опорной. Правильным при подготовке считается слегка скрещенное положение свободной и опорной ног.

Фигуры с петлями. При определении величины фигур с петлями считают диаметр круга приблизительно равным пяти длинам конька, а длина петли — одной с половиной. Особое внимание уделяют толчкам, в частности правильности рисунка, точной постановке конька на ребро, чистым, коротким следам толчковой ноги, не пересекающим продольную ось. Считается, что разворачивание бедра свободной ноги в петлях назад-наружу вызывает увеличение размера петли, а закрывание бедра — уменьшение. При выезде из петли назад-внутрь тренер рекомендует выполнять упомянутые при описании круга назад-внутрь движения руками.

Одним из наиболее популярных тренеров в фигурном катании является американский тренер Карло Фасси. В числе его учеников были олимпийские чемпионы Пегги Флеминг, Дороти Хэмилл, Джон Карри и многие другие выдающиеся фигуристы из разных стран. Одной из сильных сторон педагогической деятельности Фасси считают подготовку фигуристов в обязательных фигурах. Остановимся на некоторых характерных чертах системы обучения обязательным упражнениям К. Фасси и некоторых других тренеров США.

Техника выполнения элементов обязательных фигур

Круг вперед-наружу. В стартовом положении опорная рука расположена по касательной к кругу, свободная—■ по продольной оси фигуры. Во время скольжения туловище несколько наклонено внутрь круга. Смена положения руки происходит на средней трети круга и руки занимают исходную позицию для движения на другой ноге. Свободная нога сзади на расстоянии одного лезвия конька от опорной, носок оттянут и находится над следом. Во время смены положения рук происходит и смена положения свободной ноги. Свободную ногу проносят рядом с опорной и располагают впереди нее, также на расстоянии одного лезвия конька, носок оттянут и направлен вдоль следа. Во время выполнения следят, чтобы линия плеч на протяжении всего круга оставалась перпендикулярной следу. Опорную ногу, согнутую вначале, выпрямляют, а затем вновь сгибают.

Круг вперед-внутрь. Отличительной особенностью Обучения этой фигуре, как, впрочем, и скольжению ходом вперед-внутрь в других фигурах, является выполнение дуги внутрь с небольшим отклонением верхней части тела наружу круга. Характерной чертой этого способа скольжения вперед-внутрь является горизонтальное положение линии плеч. В стартовом положении правая рука располагается по продольной оси фигуры, левая — по касательной к кругу в начальной точке.

Смена рук происходит на средней трети круга, и в результате они занимают исходную позицию для движения на другой ноге. Положение ног точно такое же, как при выполнении круга вперед-наружу. Не рекомендуется держать свободную ногу очень выворотно.

Круг назад-наружу. Ученики Фасси используют два обычных способа выполнения: взгляд, обращенный наружу круга, и взгляд, обращенный внутрь круга. Толчок, во время которого взгляд обращен наружу круга (как в крюке назад-наружу), выполняют редко.

Круг назад-внутрь. Толчок выполняют на согнутую ногу, бедро опорной ноги приподнято. Линия плеч перпендикулярна следу на протяжении почти всего круга. Как и в круге вперед-внутрь, здесь рекомендуется горизонтальное положение линии плеч, с наклоном верхней части тела наружу круга. При выполнении параграфов вперед и назад на дугах вперед-внутрь и назад-внутрь рекомендуется слегка «отклониться» наружу круга.

Повороты. Механической основой выполнения поворотов считается движение опорной ноги. В тройках вперед-внутрь рекомендуется избегать отведения свободной ноги назад. Это может вызвать раннюю смену ребра. Тройку назад-наружу выполняют двумя способами: в исходном положении нога впереди или сзади. Первый способ рекомендуется для начинающих, второй — для опытных фигуристов. При выполнении тройки назад-внутрь американские тренеры советуют следить за напряженным состоянием плеча, одноименного опорной ноге, и самой ноги.

Подготовку ко всем поворотам рекомендуется выполнять, плотно проводя руки вдоль тела. Исключение составляет подготовка к крюку назад-внутрь и участку между тройками в двукратных тройках.

Скобки. Считается, что поворот в скобке осуществляется опорной ногой, как и в тройках. Линия плеч и руки в момент поворота располагаются по касательной к кругу в месте поворота. Таз в момент поворота рекомендуют держать вне круга. Во время поворота свободная нога рядом с опорной, после поворота — сзади, носок в направлении следа. Следят за тем, чтобы не было перекоса плеч при выполнении разрешения. При выполнении задних скобок перед поворотом свободная нога находится слегка впереди опорной, в момент поворота прижата к опорной, после поворота — сзади.

Петли. Перед началом петли вперед-наружу фигурист должен стоять ровно, затем согнуть опорную ногу и стартовать во II позиции и таким образом, «смену» рук осуществляют в середине петли. В вершине ее переходят на носок конька. Свободная нога должна быть прямой. Допускается кратковременная тренировка петель вперед-наружу на обеих ногах, чтобы избежать сгибания тела. Начинают выполнять петли вперед-внутрь в I позиции. Свободную ногу перед петлей не заносят за опорную. Туловище держат прямо, не допуская наклона вперед. Во время выполнения петли носок свободной ноги оттянут. Большое значение придается контролю положения бедер.

Считается, что толчки назад-наружу начинающим лучше выполнять, как в фигуре № 3. Свободную ногу держат почти прямой в слегка развернутом положении. При объяснении внимание фигуристов обращают на то, что и саму петлю делает свободная нога. Движения в петле назад-внутрь аналогичны движениям в петле вперед-внутрь. Во время петли важно чувствовать переднюю часть конька опорной ноги.

Толчки и соединения. При изучении и выполнении фигур большое внимание уделяют толчкам и соединениям.

Толчки выполняют очень аккуратно и следят за их покрытием в каждой фигуре также тщательно, как за покрытием элементов и всего следа. В восьмерках толчки внутренним ребром должны находиться строго напротив толчков наружным ребром. Обращают особое внимание на чистоту выполнения толчков внутрь — важно, чтобы перед самим толчком не было смены ребра или двух ребер.

Рекомендации по выполнению сложных фигур. Во всех сложных фигурах для увеличения размера элемента рекомендуется использовать работу свободной ноги. При выполнении выкрюка наружу американские тренеры советуют держать руки «по следу», свободную ногу впереди опорной, вытянутой по следу; после поворота она остается впереди. Поворот осуществляется опорной ногой. На выкрюке назад-наружу свободная нога находится сзади опорной, после поворота остается сзади и над следом.

При выполнении выкрюка вперед-внутрь свободная рука располагается вдоль следа, свободная нога — над следом, туловище немного отклонено из круга. Во время поворота свободная нога проходит плотно рядом с опорной. Точно так же выполняют выкрюк назад-внутрь с той разницей, что свободная нога все время находится сзади опорной.

Крюк наружу. В крюке наружу рекомендуется следить, чтобы туловище не отклонялось из круга после разрешения. Во время выполнения крюка вперед бедро свободной ноги прижато к бедру опорной. Чистота элементов достигается перекатом к передней части конька на крюке вперед и к задней части его на крюке назад. Те же рекомендации даются и относительно выполнения крюка внутрь.

Восьмерки со скобками. При выполнении восьмерок со скобками особое внимание уделяют работе опорной ноги. На протяжении всего времени свободная нога напряжена и носок направлен к следу. В восьмерке со скобками вперед после наружной скобки предпочитают вариант, в котором голова обращена внутрь круга, а после перетяжки следует поворот головы внутрь второго круга. При выполнении следующего следа после внутренней скобки все время смотрят по следу, не меняя положения головы.

В восьмерке со скобками назад рекомендуется после выполнения первой скобки свободную ногу выносить вперед и тянуть вдоль следа. После перетяжки она остается впереди. Считается, что благодаря этому поддерживается скорость скольжения.

Восьмерка с двукратными тройками. Здесь во время поворота туловища и головы на «шапках» отрабатывают одинаковый наклон туловища внутрь круга и в одном и том же месте.

Восьмерка с петлями вперед. Строго соблюдается соотношение размеров петель и кругов. На занятиях делают бесконечные восьмерки без петель по циркулю.

Восьмерка с петлями назад. Толчки наружу выполняют, как в фигуре № 3. На перетяжках свободную ногу тянут точно по следу. Во время выполнения петли назад-внутрь свободная нога слегка развернута. В параграфе с петлями назад используют те же принципы, что и в восьмерке с петлями назад.

Некоторые методические приемы. Американские тренеры используют циркуль особенно много в тренировках детей. Все простые фигуры тренируют по следам, начерченным циркулем. Спортсмены, достигшие уровня «золотого теста», используют его в основном как средство контроля геометрии рисунка. Особенно часто проверяют циркулем геометрию в фигурах с петлями. Для выработки точности покрытия в особенно трудных местах фигуры по обе стороны образцового следа на небольшом расстоянии друг от друга кладут небольшие предметы. Весьма существенным для обработки точного покрытия считается хорошее состояние льда. В занятиях подготовительного периода используют продольную и поперечные оси фигур.

Для коррекции геометрии в восьмерке с двукратными тройками используют линии, которые проводят после выполнения фигуры. Эти линии, являющиеся касательными к дугам троек, должны пересечься с продольной осью фигуры в одной точке. В обязательных фигурах большое внимание американские тренеры уделяют выбору оптимальной скорости скольжения. Скорость скольжения Дороти Хэмилл в некоторых фигурах: № 1—8— 9 сек. один круг, крюки (половина фигуры) — 14 сек.; восьмерка со скобками назад № 41: первый круг — 7— 8 сек., два круга — 21 сек.; восьмерка с петлями вперед № 38: 1 след (два круга) — 10 сек.

Характерной особенностью тренировок фигуристов-мастеров является короткая разминка —5—6 следов круга № 1. Затем фигурист приступает к тренировке одной из сложных фигур. Каждую такую фигуру отрабатывают в течение 20—25 мин. Циркуль используют следующим образом: 1 след фигуры № 41 —по циркулю; 3 следа фигуры № 41 —без циркуля на оси; 1 след — контрольный.

Петлям в каждые 45 мин. тренировки отводится не менее 10 мин. Ведущие фигуристы используют значительный объем тренировочной работы: двухразовые тренировки обязательных фигур до 4—5 час. в день, причем проводят их с высокой интенсивностью.

Для выработки у детей правильных навыков в выполнении обязательных упражнений уже в самый начальный период обучения серьезное внимание тренеры уделяют инвентарю.

Интересна организация занятий по обязательным упражнениям на «Ледяной арене Колорадо». Проводят их на двух полях: одно стандартное хоккейное поле, другое чуть больше трети стандартного. Продолжительность тренировки между заливками льда 45 мин. Одна такая сорокапятиминутная тренировка носит название «петч».

Количество таких «петчей» у ведущих фигуристов в подготовительном периоде — от трех до шести в день. Спортсмены катаются, как правило, на одной оси, вдвоем, а в период, предшествующий соревнованиям, имеют одну ось на каждого.

В течение 45 мин. тренировок по обязательным упражнениям тренер работает с двумя спортсменами. Одному дается полный урок длительностью 30 мин., другому половина урока — 15 мин. И таких уроков в день у спортсмена обычно не более одного-двух. Это связано с необходимостью лично оплачивать работу тренера. Цена одного урока у высококвалифицированных тренеров весьма высока, В остальное тренировочное время фигурист работает самостоятельно.

Система тестовых нормативов. В фигурном катании США можно выделить две различные классификационные системы: систему тестов, не имеющую соревновательного характера, и систему разрядов, по которым проводятся соревнования.

Система тестов состоит из девяти тестов возрастающей сложности. Не сдав низший тест, нельзя получить высший. Все фигуры теста выполняют подряд в присутствии трех судей. Каждую из них выполняют с обеих ног.

Используется такая система оценки: сдал — не сдал.

Предварительный тест:
скольжение вперед-наружу на правой и левой ногах;
скольжение вперед-внутрь на правой и левой ногах;
скольжение назад-наружу на правой и левой ногах;
скольжение назад-внутрь на правой и левой ногах;
фигура № 1;
фигура № 2;
круг с включением троечного перехода.

Каждое из первых четырех упражнений должно состоять из серии, включающей пять коротких дуг с четким толчком и чистым скольжением на мягком, согнутом колене. Время, необходимое для сдачи теста,— около 15 мин.

Тест № 1:
фигуры № 1, 2, 5а, 56, 3, 7;
максимальная сумма баллов — 36,0;
норма для сдачи теста — 21,6;
минимальная оценка — 3,1;
средняя оценка — 3,6;
время, необходимое для сдачи теста, — 20—30 мин

Тест № 2:
фигуры № 4а, 8а, 86, 9а, 96, 6а, 66;
максимальная сумма баллов — 42,0;
норма для сдачи теста — 25,2;
минимальная оценка — 3,2;
средняя оценка — 3,6;
время, необходимое для сдачи теста, — 30 мин.

Тест № 3:
фигуры № 10, 11, 14, 15,,26а, 266, 28а, 286;
максимальная сумма баллов —48,0;
норма для сдачи теста — 29,6;
минимальная оценка — 3,3;
средняя оценка — 3,7;
время, необходимое для сдачи теста, —около 30 мин.

Тест № 4:
фигуры № 12, 13, 27а, 276, 16, 17, 19а, 196;
максимальная сумма баллов —48,0;
норма для сдачи теста — 31,2;
минимальная оценка — 3,5;
средняя оценка — 3,9.

Тест № 5:
фигуры № 24а, 246, 18а, 186, 29а, 30а, 306;
максимальная сумма баллов — 48,0;
норма для сдачи теста — 32,8;
минимальная оценка — 3,7;
средняя оценка —4,1;
время, необходимое для сдачи теста, —около 45 мин.

Тест № 6:
фигуры № 22а, 226, 23а, 236, 34а, 346, 32а, 33а, 336;
максимальная сумма баллов — 60,0;
норма для сдачи теста—-43,0;
минимальная оценка — 3,9;
средняя оценка — 4,3;
время, необходимое для сдачи теста, —около 45 мин

Тест № 7:
фигуры № 25а, 256, 35а, 356, 20а, 206, 21а, 216, 31а,
максимальная сумма баллов — 60,0;
норма для сдачи — 47,0;
минимальная оценка — 4,2;
средняя оценка —4,7;
время, необходимое для сдачи теста, —около 60 мин.

Тест № 8 (так называемый «золотой тест»):
фигуры № 36а, 366, 37а, 376, 38а, 39а, 396, 40а, 406, 41а, 416;
максимальная сумма баллов — 79,0;
норма для сдачи — 60,0;
минимальная оценка — 4,5;
средняя оценка — 5,0;
время, необходимое для сдачи теста, — 60—75 мин.

 
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 175 с, ил.
Разделы
Школа в фигурном катании (Мишин А. Н.)
Основные понятия и терминология
Общие положения техники выполнения обязательных фигур
Биомеханическое обоснование основных движений в обязательных фигурах
Основы техники выполнения обязательных фигур
Методика обучения обязательным фигурам
Выполнение элементов обязательных фигур
Толчки
Круги
Перетяжки
Тройки
Скобки
Крюки
Выкрюки
Петли
Выполнение сложных фигур
Фигуры с тройками, выкрюки
Фигуры с двукратными тройками
Фигуры со скобками, крюки
Фигуры с петлями
Особенности зарубежных школ фигурного катания
Инвентарь, тренажеры, вспомогательные устройства
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.013 сек.