Крюки, как и скобки, требуют довольно значительной скрученности туловища перед поворотом. Важно также, чтобы перед поворотом фигурист не приобрел общего вращения в положительном направлении. Поэтому подготовку к крюкам лучше начинать из положения, которое близко к положению перед выполнением крюка. Возникновение вращательного движения в положительном направлении перед поворотом создает значительные трудности при выезде и завершении поворота.
Другой важной деталью выполнения этой группы элементов является плавный перенос о.ц.т. тела в крайний круг. Это движение должно начинаться за 0,5—1,0 сек. до начала поворота.
Крюк вперед-наружу (рис. 55). При подготовке плечевой пояс поворачивают в положительном направлении, нижнюю часть тела удерживают в положении, при котором линия таза перпендикулярна направлению скольжения. Свободная нога развернута и в начале подготовки удерживается сзади в разомкнутой позиции, чтобы предупредить поворот таза в положительном направлении. Во время подготовки акцентируется отведение назад плеча, находящегося по ходу сзади.
Рис. 55. Крюк вперед-наружу
В конце подготовки свободную ногу выносят вперед и принимают сильную III позицию, линию плеч стремятся расположить вдоль линии скольжения. Линия таза перпендикулярна ей. Свободная нога впереди в разомкнутой позиции, слегка развернута и скрещена с опорной.
За 1—1,5 м до поворота подготовка должна быть закончена и принятое положение зафиксировано. После этого фигурист готовится к смене направления скольжения, т. е. к переносу центра тяжести тела в крайний круг.
Во время поворота плечевой пояс энергично поворачивают относительно таза. Ведущим при этом является отведение назад плеча, находящегося по ходу впереди, и одноименной руки. Голову до предела поворачивают в сторону свободного плеча в направлении крайнего круга.
Свободную ногу во время въезда подтягивают к опорной, в вершине поворота стопы плотно прижаты друг к другу и перпендикулярны дуге окружности в месте поворота. На выезде свободную ногу выносят вперед в разомкнутую позицию; она слегка развернута и скрещена с опорной.
После поворота фигурист принимает сильную IV позицию, которая затем ослабляется и переходит либо в I либо во II позицию, в зависимости от варианта выполнения крайнего круга.
При маховом варианте свободная нога совершает аналогичное движение с большей амплитудой.
Крюк вперед-внутрь (рис. 56). При подготовке, как и в крюке наружу, плечевой пояс поворачивают в положительном направлении. Линия таза перпендикулярна следу. Голова повернута в направлении скольжения. Свободная нога сзади в разомкнутой позиции. Не следует, как иногда рекомендуют, сильно разворачивать свободную ногу. Это может вызвать поворот таза также в положительном направлении и таким образом уменьшить скрученность туловища, ослабить подготовку.
Рис. 56. Крюк вперед-внутрь
Подготовка заканчивается за 1—1,5 м до поворота. Фигурист принимает сильную I позицию и начинает готовиться к переносу центра тяжести тела в крайний круг.
Во время разрешения плечевой пояс энергично поворачивают относительно таза, акцентируя при этом отведение назад плеча, находящегося по ходу впереди, и руки. Одновременно с этим голову до предела поворачивают в направлении крайнего круга.
Свободную ногу при въезде в поворот приближают к опорной. В вершине поворота носок свободной ноги прижат к пятке опорной; стопы находятся на одной прямой, перпендикулярной дуге окружности в месте поворота. На выезде стопу свободной ноги выносят вперед в разомкнутую позицию; она развернута и скрещена с опорной.
После поворота фигурист принимает сильную III позицию, которая затем ослабляется и переходит в I либо во II позицию, в зависимости от способа выполнения крайнего круга.
Маховый вариант выполнения отличается положением свободной ноги: перед поворотом она находится впереди. Во время въезда ногу отводят назад в разомкнутую позицию и затем вновь возвращают вперед.
Крюк назад-наружу (рис. 57). При подготовке поворачивают плечевой пояс в положительном направлении. При этом акцентируют отведение назад плеча, одноименного свободной ноге, и руки. Свободная нога сзади в I разомкнутой позиции, слегка развернута. В этом положении необходимо слегка поворачивать таз в отрицательном направлении, чтобы предупредить его поворот, вызываемый вращением плечевого пояса. Контроль за положением таза позволяет фигуристу создать внутренние напряжения, составляющие сущность подготовки. Эти напряжения субъективно воспринимаются как готовность к повороту, удобство исходного положения.
Рис. 57. Крюк назад-наружу
В конце подготовки принимают сильную I позицию; голова повернута назад, свободная нога сзади. Фигурист стремится расположить линию плеч вдоль следа, линию таза — поперек. Подготовка заканчивается за 1—1,5 м до поворота. В повороте ведущую роль должно играть отведение назад плеча, находящегося по ходу сзади, и руки. Свободную ногу из разомкнутой позиции на въезде переводят в сомкнутую в вершине и на выезде вновь отводят назад в разомкнутую позицию. После поворота фигурист находится в сильной II позиции, которая затем ослабляется.
Маховый вариант выполнения отличается большей амплитудой движения стопы свободной ноги.
Крюк назад-внутрь (рис. 58). Во время подготовки выполняют встречный поворот плеч относительно таза. Плечевой пояс поворачивают в положительном направлении. Одновременно свободную ногу проносят назад, вызывая некоторый поворот таза в отрицательном направлении. В конце подготовки фигурист принимает сильную II позицию. Голова повернута наружу круга, взгляд обращен в направлении скольжения. Спортсмен стремится расположить линию плеч вдоль следа, линию таза — поперек. Свободная нога сзади в разомкнутой позиции, скрещена с опорной так, что ее пятка находится над следом. Целесообразно в этой позиции разворачивать свободную ногу, так как это приводит к повороту таза в отрицательном направлении и увеличению скрученности туловища. При подготовке уделяют особое внимание отведению назад плеча, одноименного опорной ноге. Подготовка заканчивается, и начинается очень плавный перенос центра тяжести тела в крайний круг. Во время поворота плечевой пояс и руки энергично поворачивают относительно таза. Ведущим в этом движении является отведение назад плеча, одноименного свободной ноге.
Рис. 58. Крюк назад-внутрь
В повороте встречается, как правило, один вариант движения свободной ноги: из разомкнутой сзади в сомкнутую и затем вновь в положение назад.
При маховом варианте выполнения схема движения сохраняется, увеличивается лишь амплитуда движения.
|