Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Фигуры со скобками, крюки

Страницы: 123456789101112131415161718192021   
 

Фигуры со скобками включают параграф со скобками, начинающийся вперед-наружу (№ 32); параграф со скобками, начинающийся вперед-внутрь (№ 33), и две восьмерки со скобками вперед (№ 40) и назад (№ 41).

Параграфы являются не только самостоятельными фигурами, включенными в программу подготовки фигуристов младших разрядов, но и подготовительными для восьмерок со скобками. Причем части параграфов, начинающиеся ходом вперед, являются подготовительными для восьмерок назад, и наоборот — части параграфов, начинающиеся ходом назад, являются подготовительными для восьмерок вперед.

Параграф со скобками, начинающийся вперед-наружу (№ 32). Фигуру начинают выполнять из II позиции, а далее, как в простом параграфе. После перетяжки начинается более энергичное, чем в других параграфах, выведение свободного плеча и руки вперед. Это служит началом подготовки к скобке вперед-внутрь. При подготовке первоначально скручивают туловище и лишь перед скобкой выносят вперед ногу. После скобки голова обращена наружу круга. После толчка назад-наружу подъезд к перетяжке и саму перетяжку выполняют как в фигуре № 26. Затем начинается наиболее сложная часть фигуры — поворот головы из положения наружу круга в положение внутрь его и подготовка к скобке назад-внутрь.

Возможны два варианта последовательности движений: первый — поворот головы, отведение свободной ноги назад, поворот плечевого пояса; второй — поворот головы, поворот плечевого пояса, отведение ноги назад. Встречается выполнение скобки назад-внутрь, при котором свободная нога до и после поворота находится впереди опорной в скрещенном положении.

Возможен вариант выполнения этого параграфа с применением модифицированного толчка назад-наружу. Он тесно связан с выполнением крюка назад-наружу.

Параграф со скобками, начинающийся вперед-внутрь (№ 33). Начинают его во II позиции; перетяжку лучше выполнять с выведения плеча, одноименного свободной ноге, и руки вперед и затем начинать подготовку к скобке вперед-наружу. Этот вариант выезда из перетяжки позволяет предотвратить раннюю подготовку к скобке. После скобки вперед-наружу возможны два варианта продолжения фигуры. Первый способ, наиболее распространенный и применявшийся с первых шагов возникновения обязательных фигур, можно назвать классическим. Здесь после завершения скобки вперед-наружу фигурист поворачивает голову и плечевой пояс внутрь круга. Это облегчает выполнение толчка назад-внутрь, однако в связи с поворотом головы временно теряется зрительный контроль следа, что затрудняет выполнение участка следа между скобкой и толчком назад-внутрь. Лучше придерживаться следующего варианта перевода: поворот головы, пронос свободной ноги назад, поворот плечевого пояса и перенос рук.

Второй вариант появился сравнительно недавно и в настоящее время встречается довольно редко ввиду сложности выполнения. Здесь после поворота голова на протяжении всего круга обращена наружу его. Это позволяет непрерывно зрительно контролировать след. Основную сложность в данном варианте представляет выполнение части круга, предшествующей толчку, и самого толчка. Вынужденный быстрый поворот головы в сторону предстоящего скольжения затрудняет также точную постановку опорной ноги при толчке, что осложняет начертание узла фигуры.

Мы уже говорили о некоторых деталях этого способа при описании соответствующего толчка и круга назад-внутрь. После толчка назад-внутрь здесь также возможны два варианта выполнения. В первом варианте после толчка назад-внутрь поворачивают голову и плечевой пояс внутрь круга и перетяжку назад-внутрь делают обычным способом. Тогда на выезде из перетяжки голова повернута наружу крайнего круга. Такая особенность выполнения позволяет контролировать «коридор» фигуры, благодаря чему этот способ предпочтителен при выполнении первого следа фигуры, который определяет точность геометрии всей фигуры.

Во втором варианте голова постоянно обращена в сторону опорного плеча: до перетяжки — наружу среднего круга, а после нее — внутрь крайнего круга. В ре-уль-тате на всем протяжении выполнения следа от толчка назад-внутрь до окончнания фигуры спортсмен может зрительно контролировать след. Благодаря этому вариант может быть рекомендован для выполнения второго и третьего следов, когда очень важна точность покрытия следа. Недостатком варианта является относительно более высокая трудность выполнения перетяжки назад-внутрь. Подготовку к скобке назад-внутрь и ее завершение выполняют обычным способом.

Восьмерка со скобками вперед (№ 40). Начинают фигуру во II позиции, затем выполняют подготовку к скобке вперед-наружу. Следует стремиться осуществлять подготовку к скобке и выезд из скобки со свободной ногой сзади. В отдельных случаях можно допускать выведение свободной ноги перед скобкой вперед. Обычно такая необходимость появляется для увеличения степени скрученности туловища (улучшения подготовки) у фигуристов с недостаточно развитой ротационной подвижностью позвоночника.

При выезде из скобки ногу можно оставлять сзади — это несколько упрощает выполнение дуги после скобки. Однако, если качество поворота снижается, необходимо вернуться к традиционному варианту скобки вперед-наружу — на выезде из элемента свободная нога находится впереди.

Внутренний след также начинают выполнять во II позиции. После окончания подготовки свободную ногу выносят вперед. На выезде из скобки вперед-внутрь она находится сзади.

На практике эту скобку часто выполняют с вынесением на выезде свободной ноги вперед. К такому варианту поворота (как и в скобке вперед-наружу) тяготеют фигуристы с малой ротационной подвижностью туловища.

После поворота скобкой окончание следа в принципе подобно рисунку второй части параграфа со скобками с началом вперед-наружу ( № 32). Здесь также есть ана-ло; ичные варианты выполнения первого и последующего следов.

Восьмерка со скобками назад (№41). Эта фигура имеет два наиболее сложных участка: начальный — подъезд к скобке назад-внутрь и конечный — выезд скобки вперед-наружу. Остальные части фигуры не имеют существенных особенностей, и спортсмены осваивают их сравнительно легко. Исключение составляет лишь способ выполнения перетяжек вперед со свободной ногой впереди. При определенном навыке он обеспечивает большую скорость скольжения.

Первый трудный участок фигуры начинается после толчка назад-внутрь. Сложность его объясняется необходимостью поворота головы внутрь круга и связанной с этим временной потерей зрительного контроля следа. Для улучшения качества выполнения фигуры можно рекомендовать делать поворот головы сразу же после толчка, что даст возможность раньше начать зрительно контролировать след.

Выполнение второго участка — после поворота скобкой вперед-наружу имеет те же особенности, что и в параграфе со скобкой, начинающемся внутрь. Однако оно более сложно, а следовательно, степень проявления погрешностей в восьмерке значительно выше, чем в параграфе. К тому же здесь меньше скорость скольжения при завершении фигуры.

Способ выполнения этого участка фигуры выбирают в процессе многократных экспериментов.

Думается, что, несмотря на сложность, будущее принадлежит способу, при котором голова после скобки вперед-наружу вплоть до толчка назад-внутрь обращена наружу круга, что позволяет зрительно контролировать след (рис. 75).

Рис. 75. Восьмерка со скобками назад: а — классический вариант; б — модифицированный

Крюки. Описание крюков, их разучивание и тренировку методически целесообразно объединить с описанием, разучиванием и тренировкой параграфов со скобками. Важно отметить, что параграфы со скобкой имеют тесную связь и являются подготовительными не только для восьмерок со скобками, но и для крюков.

Между скобками и крюками существует глубокая внутренняя взаимосвязь, основанная на том, что в обоих поворотах направление скольжения при завершении противоположно направлению вращения опорной ноги при разрешении. Эта механическая особенность объясняет, с одной стороны, наибольшую трудность скобок и крюков, а с другой — аналогичный характер подготовки к повороту — близкое к максимальному скручивание туловища, а также окончание подготовки и фиксация позы до начала поворота. Характер разрешения также аналогичен — быстрый, с минимальной амплитудой движения плечевого пояса.

Позиции тела при завершении скобок и крюков также в основном аналогичны. Подобие существует и в движениях свободной ноги.

Общие черты выполнения объясняют целесообразность использования параграфов со скобками как подготовительных и разминочных упражнений для крюков.

Рассмотрим выполнение крюка наружу (№ 20) и варианты параграфа со скобками (№ 32), которые являются подготовительными и разминочными для крюка наружу.

Фигуру начинают во II позиции. При подготовке необходимо соблюдать следующие правила. Скручивание туловища ни в коем случае не должно вызвать общего вращения тела в сторону подготовки. Для этого поворот верхней части тела должен носить характер «внутреннего напряжения». Достигается это вытягиванием рук вдоль следа. Недопустимо широкое круговое движение руками. Руки целесообразно располагать вдоль следа. Хорошая подготовка сопровождается ощущением своеобразного давления под лопаткой опорного плеча.

Не следует также рано выносить свободную ногу вперед. Больше того, в начале подготовки свободную ногу слегка оттягивают назад, создавая своего рода противодействие повороту плечевого пояса и тем самым предотвращая возникновение общего вращения тела в направлении закривления дуги. После прохождения четверти круга, когда основная часть подготовки заканчивается, свободную ногу выносят вперед. Это движение выполняют точно, плавно, вплотную к опорной ноге таким образом, чтобы не придать телу общего вращения.

Позиция перед крюком является ключевой, во многом определяющей качество поворота (рис. 76,а). Плечо, находящееся по ходу впереди, должно быть слегка приподнято, продольная ось тела прямая, голова повернута в направлении будущего следа. Часто встречающаяся ошибка — наклон верхней части тела и головы внутрь круга, опускание плеча, находящегося впереди (рис. 76,6).

После поворота важно контролировать приподнятое положение свободного плеча и руки. В противном случае может произойти искривление оси тела наружу круга и как следствие потеря равновесия, искажение следа (в виде характерной S-образной кривой). Круг, следующий после крюка вперед, может быть выполнен двояко. В первом случае голова постоянно обращена наружу круга, толчок назад выполняется традиционным способом. Во втором варианте после фиксации позы, завершающей поворот на протяжении первой трети круга, начинают поворачивать голову и плечевой пояс внутрь круга, чтобы принять исходное положение для модифицированного толчка назад-наружу.

В первом способе облегчается покрытие крайнего круга и усложняется покрытие подъезда к заднему крюку. Во втором варианте часты значительные разбросы следов при выполнении перевода на крайнем круге, но обычно улучшается покрытие и точность начертания дуги подъезда к заднему крюку.

Выбор того или иного способа в значительной степени индивидуален. Однако можно рекомендовать первый след всегда выполнять с поворотом головы после переднего крюка, тогда легче соблюсти точность начертания крайнего круга, выполнение «коридора» и подъезда к толчку назад. В случае, если перевод на крайнем круге на втором и третьем следах сопровождается большим расхождением следов (в отсутствие зрительного контроля следа), то целесообразно выполнять второй и третий след без перевода на крайнем круге и применения традиционного способа толчка назад-наружу с переводом на дуге подъезда к заднему крюку. При толчке назад-наружу традиционным способом необходимо сразу после толчка, когда голова еще повернута внутрь круга, определить направление движения и затем, скользя точно по кругу по памяти, повернуть голову наружу круга, «поймать» взглядом след и завершить подготовку к крюку назад, зрительно контролируя его.

При толчке модифицированным способом основную трудность представляет зрительный контроль следа в первый момент после толчка. Можно выполнять толчок из положения, в котором плечо, одноименное свободной ноге, и рука отведены назад таким образом, чтобы не препятствовать зрительному контролю. Наиболее распространенные ошибки здесь — излишне выпрямленные ноги, поздний толчок и сообщение телу при толчке общего вращательного движения, в результате чего затрудняется подготовка и искажается форма подъезда к крюку назад-наружу.

Положение тела перед задним крюком своего рода контрольное. Ось тела должна быть прямая, туловище сильно скручено, плечо, одноименное свободной ноге, слегка приподнято, стопа свободной ноги сзади, а носок слегка внутри следа (рис. 77). Во время завершения контролируют слегка приподнятое положение свободного плеча и руки, а также наличие скрученного положения туловища. Скрученность туловища необходимо ослаблять после прохождения трети круга. Для того чтобы этого не произошло раньше, нужно во время завершения поворота акцентировать движение плеча, одноименного свободной ноге, и руки вперед. Завершается выполнение круга обычным способом.

Рис. 76. Положение тела перед крюком вперед-наружу: а — правильное; б — неправильное

Рис. 77. Положение тела перед крюком назад-наружу: а — правильное; б — неправильное

С точки зрения подготовки к крюку наружу наибольший интерес представляет вариант параграфа со скобками, в котором толчок назад-наружу выполняют модифицированным способом.

Рассмотрим выполнение крюка внутрь (№ 21). Фигуру начинают в I позиции. Как и в крюке наружу, подготовку выполняют, создавая своеобразное внутреннее напряжение туловища, избегая широких вращательных движений плечевым поясом и руками. Для этого вытягивают руки вдоль следа. Признаком завершения подготовки является ощущение характерного давления под лопаткой свободного плеча.

Рис. 78. Положение тела перед крюком вперед-внутрь: а — правильное; б — неправильное

Рис. 79. Положение тела после крюка вперед-внутрь: а — правильное; б — неправильное

Положение перед крюком является контрольным. Здесь важна не только сильная скрученность туловища, но и прямое, близкое к прогнутому, положение (рис.78).

Наиболее сложной частью фигуры является завершение крюка вперед-внутрь. Для удержания равновесия после поворота и выполнения точного рисунка важно сохранить скрученное положение туловища после поворота и прямое положение со слегка приподнятым опорным плечом и свободной ногой в скрещенном положении (рис. 79,а).

При завершении крюка вперед-внутрь обычные ошибки: непроизвольная потеря скрученности туловища и наклон верхней части тела наружу круга (рис. 79,6).

Крайний круг после крюка вперед-внутрь можно делать двумя способами. Подробно мы разбирали эти способы при описании параграфа со скобками с началом вперед-внутрь (№ 33). В первом из них голову и плечевой пояс после завершения крюка вперед-внутрь поворачивают внутрь круга; во втором голова после поворота и до момента толчка назад-внутрь повернута наружу круга, таким образом фигурист зрительно контролирует след на протяжении всего круга.

 
Мишин А. Н. Школа в фигурном катании. — М.: Физкультура и спорт, 1979. — 175 с, ил.
Разделы
Школа в фигурном катании (Мишин А. Н.)
Основные понятия и терминология
Общие положения техники выполнения обязательных фигур
Биомеханическое обоснование основных движений в обязательных фигурах
Основы техники выполнения обязательных фигур
Методика обучения обязательным фигурам
Выполнение элементов обязательных фигур
Толчки
Круги
Перетяжки
Тройки
Скобки
Крюки
Выкрюки
Петли
Выполнение сложных фигур
Фигуры с тройками, выкрюки
Фигуры с двукратными тройками
Фигуры со скобками, крюки
Фигуры с петлями
Особенности зарубежных школ фигурного катания
Инвентарь, тренажеры, вспомогательные устройства
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.015 сек.