Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Урок второй

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Как хорошая перчатка на руке + Коньки, ботинки, нога — единое целое + Стойки каждого конька + Острое ребро — точный чертеж + Сухопутные рейсы новичков + Зеркало — свидетель первых шагов

Со знакомства с коньками и ботинками начинается фигурное катание. И поэтому прежде всего я хочу рассказать о нашем инвентаре.

Перед началом сезона папы и мамы серьезно озабочены: где достать детям коньки? Маленькие размеры — дефицит, ибо сотни тысяч мальчишек и девчонок хотят стать фигуристами. Коньки в детских группах начинают переходить от одного поколения к другому и хранятся бережно и любовно.

Впрочем, следить за своим спортивным инвентарем надо в любом случае, ибо от него во многом зависит быстрота, с которой вы будете овладевать навыками фигурного катания. Пройдет совсем немного времени после того, как впервые появятся у вас на ногах ботинки с коньками для фигурного катания, а вы уже будете знать каждую складочку на ботинках, каждую «черточку характера» коньков. А когда придется менять ботинки и коньки — нога растет,— расставаться с ними и привыкать к новым каждый раз будет трудно.

Вы уже, наверное, обратили внимание, что ботинки для фигурного катания имеют высокие голенища — сантиметров на двадцать выше, чем у обычных ботинок. Такое высокое голенище появилось не случайно, ведь сложные движения на льду требуют, чтобы ботинок, конек и нога составляли как бы единое целое. При коротком голенище этого добиться нельзя, надо, чтобы оно было по меньшей мере на восемь-девять сантиметров выше лодыжек.

Ботинок фигуриста должен быть точно по ноге. При шерстяном носке он сидит, как образно заметил Николай Панин-Коломенкин, как хорошая перчатка на руке.

Ботинок должен быть жестким. Но бывает так, что у новых ботинок чересчур жесткий задник и жмет ногу. Тогда самый простой выход — размять задник руками. А чтобы ноге не было жестко при шнуровке, под длинный язык ботинка можно подложить (или подшить) специальную прокладку. Многие опытные фигуристы под язык укладывают поролоновую прокладку.

Все это делается для того, чтобы ноги не затекли, чтобы кровообращение в ногах не было нарушено.

Цвет ботинок для новичков особого значения не имеет. Но существует порядок, по которому фигуристы катаются в ботинках черного цвета, а фигуристки — белого.

Вы уже, очевидно, знаете, что у фигуристов свои, не похожие на другие коньки. Лезвие конька соединено тремя стойками с площадками для крепления коньков к ботинкам. Даже на рисунке вы легко заметите, что лезвие конька выгнуто (средняя часть наиболее плоская, она чаще всего используется фигуристами). Кривизна лезвия вообще имеет большое значение: именно от нее зависит характер катания фигуриста.

Посмотрите внимательно на лезвие конька: оно тоже необычно. Если взглянуть вдоль лезвия, то можно увидеть, что оно не ровное, а выточено в форме желобка с чуть приподнятыми острыми краями. Эти края называются ребрами конька. Именно о них я буду говорить на многих занятиях, поскольку ребра имеют огромное значение для всех движений фигуриста.

Передняя часть конька, по форме напоминающая санный полоз, имеет несколько острых зубцов. Они также необходимы при выполнении различных сложных элементов, вращений, остановок.

Как подбирать коньки? Вначале подбираются ботинки, а затем уже — к ним — коньки. Правильный подбор можно сделать так: приложите конек к подошве ботинка — окончание передней площадки для укрепления коньков должно совпадать с краем ранта. Если при этом нижний зубец тоже находится на одном перпендикуляре, значит, все правильно. Задняя площадка на каблуке должна занимать центральное место и не уходить ни на миллиметр за каблук. Если нет коньков необходимого размера, то уж лучше выбрать на номер больше, чем на номер меньше.

Правильное крепление коньков — дело сложное. Вот почему вначале коньки крепят несколькими контрольными винтами, а после того как фигурист опробовал их на льду, закрепляют на все винты или слегка смещают, если есть в этом необходимость. Когда коньки прикреплены неверно, то на них трудно стоять и перемещаться на льду: кажется, что ботинки заваливаются наружу или внутрь.

Крупнейший специалист фигурного катания американец Густав Люс-си считает, что коньки должны крепиться таким образом, чтобы их лезвия были несколько смещены внутрь от центральной линии ботинка. Такой способ крепления коньков он считает одним из лучших, так как при этом укрепляются щиколотки.

Исходя из опыта работы детских групп фигурного катания, хочу еще раз напомнить, что при покупке ботинок (качество их часто оставляет желать лучшего) надо внимательно осмотреть ботинки со всех сторон, в особенности сверху и со стороны подошвы,— ведь иногда ботинок бывает неотцентрованным, каблук уведен в сторону. Обязательно надо проверять и голенище ботинка,— которое должно быть, как вам уже известно, твердым и хорошо держать щиколотку. У коньков непременно надо проверять стойки, чтобы они были перпендикулярны площадкам, а лезвие — по всей длине — не должно иметь никаких изгибов. Крайне осторожно следует использовать инвентарь, уже бывший в употреблении, особенно это относится к ботинкам, так как они более всего подвержены деформации.

Бывает и так: хороши и конек и ботинок, а нога у юного фигуриста заваливается внутрь или наружу. Случается такое, в частности, при врожденном дефекте стоп: если ребенок косолапит, ему трудно развернуть конек и скользить «елочкой», а толчок другой ногой производить зубцами. В этом случае нужно поискать удобный для юного фигуриста вариант крепления конька. Если ботинки заваливаются внутрь, можно и коньки чуть-чуть сместить внутрь, а если наружу, то коньки переставляются к наружной части ботинка.

И еще одна необходимая деталь в спортивном инвентаре фигуриста: чехлы для коньков. Острые ребра хорошо наточенных коньков — легкоранимы. Даже на обычном деревянном полу они покрываются царапинами, заусенцами. И для того чтобы предохранить лезвия коньков, на них после занятий, при переходе в раздевалку, надеваются специальные чехлы. Чехлы эти продаются в спортивных магазинах. Впрочем, при необходимости их можно изготовить и самим.

Чехлы существуют и для ботинок. Такие чехлы фигуристы всегда делают сами. Шерстяные носки (подобранные в цвет ботинок) разрезают по центру подошвы, к краям пришивают пуговицы и петли и застегивают под подошвой ботинка. Эти чехлы предохраняют ноги от переохлаждения.

После катания коньки надо протереть насухо и хранить уже без чехлов.

Коньки и ботинки — личный спортивный инвентарь фигуриста, который не следует во время сезона передавать кому-нибудь другому. Ими надо пользоваться постоянно, чтобы не привыкать заново, что всегда требует и дополнительного времени, и лишних усилий.

Чтобы коньки были всегда в рабочем состоянии, их надо регулярно точить. Без острого ребра коньки разъезжаются в стороны, плохо скользят, вообще без ребра невозможно выполнять самые простые движения. Точильные мастерские есть во всех городах, а там, где тренируются ф^ . туристы, есть и специальные мастера по точке коньков. Естественно, что фигурист или его родители могут приняться за точку коньков сами, но это дело сложное.

Спортивный костюм у начинающего фигуриста прост: свитер, пуловер и легкая нейлоновая куртка. Брюки обычные, только зауженные книзу. Маленьким девочкам лучше надевать плотные брюки, а не трико, тем более что на первых порах ребята часто падают.

Папы и мамы! Не кутайте своих детей чрезмерно. Это, во-первых, стесняет их движения, а во-вторых, может привести к простуде. Ноги, конечно, всегда должны быть в тепле. Сухие носки и чулки, надетые на сухие ноги, помогут нормально тренироваться.

Если мороз невелик, маленькие фигуристки, пройдя первоначальную школу, могут тренироваться в спортивном платье и плотном трико. Покрой платья хорошо известен. На голове должна быть шерстяная шапочка, на руках — перчатки. Необходимо сразу же воспитывать у начинающих фигуристов аккуратность, опрятность, чтобы они всегда выглядели -подтянутыми, спортивными. В будущем им это пригодится, и не только на льду.

Итак, мы познакомились с инвентарем и костюмом фигуриста. Пора к первым занятиям. Нет-нет, еще не на льду! К первому выходу на каток надо готовиться тщательно, проделав целый цикл подготовительных упражнений.

Ботинки на ноги! Шнуруем их довольно туго, но так, чтобы ноги не затекали, до сгиба стопы. Затем на этом месте можно завязать на один простой узел и перевернуть концы, как бы фиксируя затяжку. Выше сгиба шнуровку можно делать менее тугой. Шнуровка не должна стеснять движения стопы при вытягивании носка.

После того как коньки надеты, первые упражнения, самые простые, прямо в комнате перед зеркалом. Для начала надо просто походить в коньках. Ноги немного будут подгибаться, дрожать, но ходить по полу не сложно. Одновременно надо привыкать и к правильной стойке. Руки разведены в стороны и подняты чуть выше талии. Ладони повернуты вниз. Спина прямая, а голова приподнята.

При ходьбе по полу надо постараться не двигать руками, а закрепить их в основной позиции. О том, что стойку надо сохранять всегда, я еще не раз буду вам говорить.

Только добейтесь, чтобы вы всегда чувствовали конек, ботинок и ногу единым целым. И чтобы ноги не сгибались, не выворачивались внутрь или наружу, не подламывались в голеностопном суставе.

Через какое-то время, когда походка в коньках по полу окрепнет, задание надо несколько усложнить. Попробуйте удержать равновесие, стоя на одной ноге. Для поддержки можно использовать спинку стула. А уж после этого, когда и ходить научитесь в коньках, и стоять на одной ноге, попробуем поимитировать простые толчки. Тому, как это делается на льду, посвящен целый отдельный урок. А на полу можно делать упражнения в тапочках, а потом уже и на •коньках, но обязательно перед зеркалом. Стойка в третьей позиции: левая нога сзади, правая впереди под углом 90 градусов к ней. Ноги стоят вместе. Толчок производится левой ногой. Центр тяжести переносится на правую ногу, и она скользит вперед. Затем левая нога подводится к правой. Снова третья позиция, но теперь уже впереди левая нога — под углом 90 градусов к правой. Толчок правой (от ноги), скольжение на левой и так далее. Двигаться таким образом по комнате надо многократно, чередуя толчки с разных ног, пока движение не станет почти автоматическим.

Вообще имитационные упражнения широко используются и опытными спортсменами, которые овладели техникой на высшем уровне. Настоятельно рекомендую я их и начинающим для того, чтобы затем на льду не тратить на это драгоценное тренировочное время. В принципе движение, его характер, его смысл и задачи, должно быть ясно спортсмену заранее. А уж затем движение выносится на лед, где его надо постараться выполнить так, как готовилось оно во время занятий на полу. Тогда мы избежим повторения заданий.

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.016 сек.