Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Урок седьмой

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Создавая запасы скорости + Круг «перебежек»    + «Золотая середина» конька + Проскользите сколько  сможете и еще чуть-чуть + Никаких наклонов вперед +    До полного автоматизма...

Вы, очевидно, не раз любовались тем, как на огромной скорости фигурист выполняет свои сложные трюки. Скорость — составная часть всех элементов фигурного катания. Без высокой скорости скольжения нет спортсмена высокого класса. Более того, фигурное катание по своей природе органично связано с высокими скоростями, которые с каждым годом все увеличиваются. Сегодня даже спортсмены не очень высокого класса умеют быстро скользить по площадке, умеют набирать скорость в течение нескольких секунд, умеют создавать такие ее запасы, что даже каскады сложных элементов не могут ее погасить.

Вот почему наш очередной урок мы посвятим тем движениям фигуристов, которые позволяют набирать скорость и создавать ее запасы. Фигуристы и здесь имеют в обращении свой термин — «набирать ход», и далее мы будем его употреблять довольно часто.

Каждый начинающий фигурист должен понять сразу, что при любом движении на льду, если оно содержит толчки, скорость увеличивается. Но движения, к изучению которых мы приступаем, простейшие из тех, которые используются для набирания хода,— развития скорости. Именно они и дают фигуристу ту стремительность, которой любуются миллионы зрителей.

Разные тренеры по-разному называют шаги, которые считаются при наборе скорости основными. Наиболее старое название — «перебежки», но многие называют их и «подсечками». Исполняются они по кругу. Подсечки вперед можно выполнять по ходу часовой стрелки и против часовой стрелки.

А теперь прошу занять исходное положение, имея в виду, что движение вначале будем выполнять против часовой стрелки.

Правая рука должна быть впереди, а левая сзади, ладони ко льду. Соответственно и правое плечо выведено вперед, а левое отведено назад.

Толкаемся внутренним ребром правого конька и скользим на наружном ребре левого. Левая нога при этом согнута в колене, а правая находится сзади с развернутым наружу носком. Поскольку я уже говорила, что скольжение проходит по кругу, то с самого начала надо постараться «лечь на дугу», то есть наклониться внутрь круга.

Проехав какое-то расстояние на левой ноге, подносим правую к левой и выносим ее немного вперед, поставив затем на лед на внутреннее ребро так, чтобы линия движения на правой ноге пересекала линию движения на левой. Тяжесть туловища одновременно переносится тоже на правую ногу, на середину конька. Толчок левой ногой наружным ребром конька позволит продолжать набор скорости.

Что здесь нужно запомнить, ребята, в первую очередь?

При втором шаге ни в коем случае правая ступня не должна проноситься над левой. Проследите и за тем, чтобы левая нога произвела толчок не внутренним ребром конька, а наружным. И не зубцом, что пока еще кажется даже естественным, а именно ребром.

После того как сделан толчок левой, она отрывается ото льда. При этом ни в коем случае нельзя разворачивать носок. Словом, после толчка левая нога только чуть-чуть приподнимается надо льдом и никуда ее не нужно уводить.

Итак, вы скользите на правой ноге на внутреннем ребре конька. А что же происходит с руками, плечами? Отчего они у вас начинают «скручиваться»? Чтобы этого не произошло, надо помнить: правая рука вместе с плечом впереди должны находиться над опорной ногой, а левая рука вместе с плечом отведены назад. Положение рук и плеч позволяет всегда крепко держать «штурвал» и не давать вашему «кораблю» плыть по воле ледовых «волн».

Проехав примерно такую же дугу на внутреннем ребре, как и на наружном, сделаем толчок внутренним ребром правой ноги и вновь заскользим на наружном ребре левой

Вот как это происходит.

После того как мы вывели свободную левую ногу из скрещенного положения сзади и она стала свободной, плавно подносим ее к опорной, правой, ноге и отталкиваемся от правой. Левая нога должна быть подтянута к подъему правой ноги.

Туловище при всех этих подсечках остается в неизменном положении. Его подсекать строго запрещено.

Чередованием скольжений на левой и правой ноге совершаем замкнутый круг. Поначалу круг этот будет очень большим и, естественно, неправильной формы. И лишь постепенно, все более шлифуя технику подсечек, можно будет стремительно прочерчивать круги различных диаметров, все уменьшая и уменьшая их.

Конечно, и это вполне понятно, самое трудное — продержаться на одной ноге, в особенности на наружном ребре. И здесь не нужно унывать или считать, что кто-то из вас просто не способен научиться этому. Скольжение на внешнем ребре обязательно получится, если проявить настойчивость, показать характер. Только не надо торопиться. Почувствовав скольжение даже на коротенькой дистанции, удлиняйте ее постепенно, пока не обретете одинаковую уверенность в движении на внутреннем и внешнем ребре конька.

Если бы мы попытались начертить схему всего этого движения, то у нас получился бы конус со срезанной верхушкой.

Подсечки вперед нужно выполнять по ходу часовой стрелки. Начинаем со скольжения на правой ноге на наружном ребре конька, далее идет скольжение на внутреннем ребре левого конька, и снова движение продолжается на наружном ребре правого конька.

Естественно, что вперед при движении по часовой стрелке вынесены соответственно левое плечо и левая рука, а назад отведены правое плечо и правая рука.

И вот наконец у всех ребят в нашей группе подсечки вперед стали получаться довольно уверенно. Сейчас самый раз провести и какую-нибудь веселую игру.

Игр, построенных на подсечках, не требующих никакого инвентаря, можно самим придумать великое множество. Подумайте, ребята, какой может быть игра? Я вам предлагаю такую. Вначале начертим большой круг. Теперь два мальчика (или две девочки) займут места на стартовых позициях по разные стороны круга. Задача дается им самая простая: скользить по кругу, стараясь догнать друг друга. Скольжение по кругу осуществляется только с помощью подсечек. Встаньте в исходную для этого движения позицию. Несколько раз глубоко вдохните и... Внимание! Марш!

Можно, конечно, вместо игры проводить и небольшие соревнования. В принципе все остается так же, только кто-нибудь из взрослых, присутствующих на катке или проводящих занятия, должен вооружиться секундомером и засекать время, за которое ребята проскользят один, два или несколько кругов. При этом можно учитывать не только скорость скольжения, но и правильность позы, точность в выполнении всех шагов.

Игры на катке очень полезны, я в этом убеждалась не раз. Они придают особый интерес занятиям, дают ребятам новый эмоциональный заряд, делают длительную, иногда даже монотонную работу над шлифовкой технических элементов более интересной, живой.

Подсечки выполняются не только вперед, но и назад. И тоже по ходу и против часовой стрелки.

Принимаем исходную позу для выполнения толчка назад (движение будет осуществляться против часовой стрелки). Носки вместе, пятки врозь. Правая рука и правое плечо отведены назад и являются ведущими при данном движении. Левая рука и левое плечо выдвинуты вперед и находятся над следом, который остается на льду. Голова повернута в сторону скольжения, то есть к правому плечу.

Отталкиваемся внутренним ребром левого конька и начинаем скольжение назад на наружном ребре конька согнутой в колене правой ноги. Левая нога после толчка должна быть поднята со льда и находиться над следом, который вы чертите на льду. Проехав небольшое расстояние (максимальное, которое вы можете про-скользить для начала), подводите левую ногу к правой, ставьте конек левой ноги на внутреннее ребро (пятка левой ноги чуть впереди и правее носка правой ноги, линия движения на левой ноге пересекает след, оставленный правой). Толчок в этот момент производится наружным ребром (только не носком) правого конька.

Вес тела переносится на левую ногу. Правая при этом свободна, внешняя сторона ботинка смотрит на лед.

Скольжение продолжается на согнутой левой ноге. Плечи и руки неизменно остаются в описанном выше положении. Правая нога выносится внутрь круга, по которому скользим, и ставится примерно на 20—30 сантиметров ближе к центру круга, чем левая нога. Смещение происходит не только в сторону, но и немного назад — носок правой ноги ставится на лед против пятки левой. После того как правая нога поставлена на лед, стремитесь быстрее перенести на нее центр тяжести тела. Толчок — внутренним ребром левой ноги. Скольжение далее осуществляется уже на наружном ребре правого конька.

Людмила Пахомова и Александр Горшков

Вначале толчки у вас будут чаще получаться носком, а не ребром конька, что вполне естественно для новичка. А происходит это еще и потому, что туловище у каждого из вас невольно наклоняется вперед и трудно справиться с тяжестью собственного тела, которую необходимо переносить на ту ногу, которая становится опорной.

Подчеркиваю: скольжение назад происходит на средней части конька, только в этом случае скорость не будет гаситься.

Подсечки назад надо разучивать и при движении по часовой стрелке. Ведущими в этом случае являются левая рука и левое плечо, отведенные назад, в сторону движения. Правая рука и правое плечо выдвинуты вперед и находятся над следом, который вы чертите на льду. Голова повернута в сторону скольжения.

Толчки при подсечках назад по ходу часовой стрелки производятся внутренним ребром правого конька и наружным ребром левого.

И вот вы наконец научились уверенно держаться на каждом из ребер конька левой и правой ноги. На что же далее обратить внимание? Что дальше является основным?

Конечно же главное, как многие из вас, вероятно, сумели догадаться, именно набрать скорость. Если вначале подсечки будут выглядеть неуклюжими переступаниями по кругу, то постепенно, с каждой очередной тренировкой, уверенность будет прибавляться, и вы почувствуете, что удачно сделанный толчок ребром конька — уже скоростной — будет стремительно нести вас по кругу.

Чем точнее вы сможете центр тяжести располагать над центром конька опорной ноги, тем быстрее научитесь набирать скорость. Ибо только при таком положении тела никто из вас не будет цепляться зубцами коньков за лед и гасить немедленно скорость.

Какой у вас вопрос, ребята? Вы хотите узнать, как этого добиться? Отвечу сразу, потому что ответ прост: туловище надо всегда держать прямо. Никаких наклонов вперед, а уж тем более прогибов назад. Сгибается в колене опорная нога, но центр тяжести остается при этом неизменно над центром конька.

Для того чтобы побыстрее научиться подсечкам и правильному положению тела при них, перед каждой тренировкой в комнате (коньки надо надеть обязательно) проделайте следующее упражнение. Встаньте перед зеркалом, скажем, в позе для скольжения на наружном ребре назад. Одной рукой при этом можно за что-нибудь держаться (за стул, например). Левая нога, свободная, находится впереди. Правое плечо и правая рука отведены назад. Голова повернута в сторону движения, то есть к правому плечу. И в этом положении надо постараться найти устойчивое положение равновесия и почувствовать, что стоите вы на центральной части конька.

В общем, на полу добиться этого не слишком сложно. И надо попробовать все варианты скольжений при подсечках. И по многу раз. До полного автоматизма, когда тело естественно, без понукания, как бы само по себе сразу выбирает единственно необходимое положение.

Стоя на центральной части лезвия конька, ни в коем случае не заваливайтесь назад: это может привести к падению. Во всем должна быть золотая середина. Именно таковой и является средняя часть конька, при скольжении на которой и сохраняет фигурист самое устойчивое положение.

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.011 сек.