Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Урок третий

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

О мужестве фигуристов и опасностях, которые их подстерегают на льду. + Воспитание характера. + Прежде чем научиться прыгать, научитесь... падать + Страховки — никакой

Ах какое оно красивое, фигурное катание! Ах какое красочное! Прожектора, музыка, улыбки, аплодисменты!..

И очень немногие мамы и папы, а уж тем более дети знают.что фигурное катание еще и очень суровый вид спорта, требующий от спортсменов огромного мужества, выносливости, умения терпеть удары и боль — пожалуй, не меньше, чем, скажем, в боксе.

Я не собираюсь вас запугивать, ребята, я только прошу вас с первых же шагов запомнить, что звезды воспитываются на льду. На холодном, скользком, очень твердом во время падений льду. Он у нас единственная опора — надежная, если ты к нему привык и знаешь его повадки, и очень коварная, если ты относишься к нему легкомысленно, если видишь только его сверкание.

Мне неизвестны фигуристы, которые, став большими мастерами, не продемонстрировали бы на пути к мастерству и большое мужество. Фигурное катание день за днем воспитывало настоящие характеры.

Вот типичный пример. Юный фигурист осваивает сложный прыжок, скажем в два оборота. Это дело нелегкое — на скорости вдруг вымахнуть вверх, совершив в воздухе два оборота, возвратиться на лед на одну ногу и закончить прыжок красивым выездом. Первая попытка всегда заканчивается падением. Да и не только первая...

Бывает — и не раз! — что даже опытный фигурист и на тренировке и на состязаниях падает. И все-таки, несмотря на падение, от которого у зрителей даже сердце екает, он тут же поднимается и как ни в чем не бывало продолжает свое выступление. Но это опытный фигурист. А новичок? Он тоже «не чувствует» боли?

Чувствует, да еще как! И приходится даже к врачу обращаться, чтобы заморозил ушибленное место. И это несмотря на то, что любой тренер фигурного катания с первых же шагов учит юного фигуриста не только хорошо держаться на льду, но и уметь падать на этот лед, падать так, чтобы не получить серьезного ушиба, чтобы не было вывихов или переломов. Падать так, чтобы отделаться, так сказать, легким дспугом, синяком в худшем случае.

И большинство опытных фигуристов так падать умеют. Не валятся они на лед всем телом, плашмя, так, что кости трещат и зрители за голову хватаются, а успевают в одно мгновение сгруппироваться и вывернуться в воздухе, чтобы «приледниться» как можно мягче.

Между прочим, умение падать впоследствии может сослужить хорошую жизненную службу. Огромного количества переломов в гололед можно было бы избежать, если бы каждый человек умел падать. Это умение сохраняется у спортсмена-фигуриста на всю жизнь. Я об этом сужу и по себе самой, ибо сколько раз ни пытался бросить меня на землю тот же гололед, ни разу добиться своей цели ему так и не удалось.

И именно здесь мне хочется сразу, не ожидая следующего ледового урока, познакомить вас с некоторыми приемами падений, чтобы в дальнейшем, когда занятия на льду пойдут полным ходом, избежали вы и травм, и серьезных ушибов.

Вначале обучение «мастерству падений» происходит на полу. Инвентарь особый здесь не требуется. На полу можно расстелить коврик или матрас. Форма для занятий может быть самая обычная.

Начнем с первого падения, которое обычно сразу же случается, как только начинающий фигурист выходит на лед. Это падение вызывается самим строением конька. Помните, что на передней части конька имеются специальные зубцы, и если человек переносит тяжесть туловища чрезмерно вперед, то он автоматически нажимает на зубцы, и при скольжении вперед зубец превращается в тормоз, препятствие, и фигурист тут же падает.

Помимо того что это первое и самое распространенное, это еще и самое опасное падение. Как правило, начинающие спортсмены падают в этой ситуации на колени, на локти и умудряются даже иногда стукнуться об лед подбородком.

Итак, встаньте рядом с ковриком, с короткой его стороны, и поднимитесь на носки. Падайте вперед. При этом вам необходимо повернуть тело в воздухе так, чтобы соприкосновение с ковриком приходилось на всю наружную часть колена и бедра.

Но этого мало. Нужно себя подстраховать еще и руками. Руки смягчают удар. Вы приземляетесь на кисти согнутых, пружинящих рук. Если приземляться на жесткие руки, можно повредить и локтевые и плечевые суставы.

А в дальнейшем, когда вы будете падать на льду, такое упражнение поможет вам после падения вывернуться на бок или сесть.

Сразу хочу предупредить: руки должны быть хотя и согнутыми, но очень напряженными. В этом упражнении есть и что-то от обычных отжиманий от пола, потому что именно на руки приходится значительная доза удара об лед. И рука должна выдержать этот удар, а не «соскочить» в сторону, подставляя под удар плечо и голову.

Теперь о положении головы. У каждого фигуриста, который занимался в секции, автоматически срабатывает навык. При падении вперед голова должна резко уходить назад. И самое главное, удерживаться, фиксироваться в этом положении.

Вторая разновидность — падение назад. Вернемся снова к строению конька. Кривая лезвия конька изогнута и спереди и сзади. Когда фигурист скользит, центр тяжести его — над серединой конька. Если фигурист завалил туловище назад, происходит естественный перенос центра тяжести тоже назад, и конек — поскольку он закруглен — просто выскакивает из-под спортсмена.

При этом падении чаще всего страдает голова, затылок. Так что фигурист должен молниеносно среагировать и резко наклонить голову вперед, прижав подбородок к груди. Это особенно важно при так называемых молниеносных падениях, когда не успеваешь в воздухе повернуться и приземляешься на спину.

Подстраховать здесь должны руки. Но опять-таки — и я напоминаю об этом — руки упругие. Они обязаны принять часть удара на себя и не соскользнуть при этом.

Кристина Эрат

Проделайте следующее упражнение. Встаньте у короткой части матраса или коврика. Чуть согните ноги. Падайте назад. Обратите особое внимание на одну деталь: нельзя прямо сверху сразу садиться да копчик. Падение должно внешне напоминать перекат. При этом голова сразу же должна резко пойти вперед, подбородок намертво «приковывается» к груди!

Это основные виды падений. Необходимо помнить об одном: при любом падении тело должно быть предельно сгруппированно.

Поскольку без падений нет фигурного катания, бояться их не надо. Мы, тренеры, если признаться откровенно, даже не любим фигуристов, которые боятся падать и делают все, чтобы только не упасть. К падениям надо относиться как к необходимому этапу подготовки, в особенности при разучивании новых элементов. И чем сложнее элемент, тем спокойней надо относиться к падениям.

Опытные тренеры в детских группах давно заметили одно очень любопытное — с точки зрения спортивной психологии — обстоятельство: малыши любят падать на льду. Низко присев, детишки валятся на лед, стараясь при этом даже не подставлять руки. Затем, улыбаясь — падение для них как маленькая игра с самим собой,— они встают на колени, руками упираются в лед и стараются одним рывком подняться. Ребенок должен научиться не только правильно падать, но и правильно и очень быстро вставать. Это умение ему, кстати, пригодится и тогда, когда он станет уже опытным фигуристом. Вы видели — и не раз! — как фигурист после сложнейшего прыжка неудачно приземляется и как мгновенно вновь оказывается на ногах и продолжает свое выступление, не выходя из музыкального ритма.

В начале этого урока я сказала, что фигурное катание очень суровый вид спорта. При этом я как раз и имела в виду огромное количество различных падений, которые случаются с фигуристами на льду. И в отличие от других видов спорта рядом с вами в этот момент никогда не бывает тренеров, которые могли бы вас подстраховать. В фигурном катании нет специальных лонж, которые есть в акробатике или гимнастике, тех предохранительных устройств, которые по крайней мере могли бы смягчить удар при падении. Именно это и позволяет мне заявить, что фигурное катание воспитывает характер и требует от спортсмена большого мужества и ответственности!

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.005 сек.