Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Урок десятый

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Покорение высоких скоростей + Пустим в ход зубцы + На всех тормозах + Когда «тройку» использовать нельзя + Дополнительные резервы уверенности

Фигурист может развивать поистине огромные скорости. Причем скорость эта может проявляться при исполнении различных элементов, а не только обычных беговых шагов. Я уже говорила, что именно наличие такого важнейшего компонента, как скорость, делает особенно привлекательными выступления фигуристов. И обычно фигуристы умеют искусно обращаться со скоростью, заставлять ее служить себе.

Но если коньки позволяют фигуристу развивать высокую скорость, то они должны так же активно помогать фигуристу и гасить ее, гасить в тот момент, когда это понадобится. Эффектные остановки можно увидеть в программе каждого опытного фигуриста. Их четкость, иной раз неожиданность дают прекрасный эффект. Вот почему, хотя остановки и не являются как будто самостоятельными элементами, мы все-таки посвятим их изучению целый урок. Ибо без умения фигуриста останавливаться его скорости выйдут из-под управления, и тогда неудачи будут подстерегать со всех сторон.

Вообще остановки имеют и, так сказать, чисто прикладное значение. Каждый из вас, ребята, очевидно, не раз уж катался на общем катке, когда на льду десятки, а то и сотни людей. И некоторые из них, разогнавшись, могут понестись прямо на вас. Как хорошо в такой момент резко остановиться, а затем уйти в сторону от опасности. Или вот еще один пример. На катке, приступая к разучиванию какого-нибудь элемента, вы разгоняетесь и вдруг — о, ужас! — замечаете, что разгон взят чересчур сильный и вас несет прямо на борт. Опытный фигурист в таком случае может моментально остановиться — затормозить, убить скорость одним молниеносным приемом. И вам ведь это тоже крайне необходимо, не правда ли?

Начнем с самой простой остановки — с остановки на зубцах. Для разучивания ее наберите ход подсечками назад или вперед с последующим переходом на скольжение назад. Набрав скорость и скользя назад, встаньте на две ноги (ноги могут быть вместе или немного разведены), руки в стороны, спина прямая. Переходите на зубцы коньков. При остановке — наклон туловища вперед.

Чем скорее перейдете на зубцы конька, тем резче и быстрее произойдет остановка. Однако при быстрой остановке необходимо очень твердо держать спину. Начать разучивание этой остановки надо с постепенного замедления.

Когда вы освоите остановку на двух ногах, попробуем сделать ее на одной. Набрав ход, скользим назад. Встаем на правую ногу, двигаемся по прямой. Левую ногу поднимаем назад, руки в стороны. Переходим на переднюю часть конька, включая зубец, и замедляем ход. В момент остановки левая нога должна быть поднята надо льдом, и на какое-то мгновение нужно замереть в этом положении.

Александр Фадеев

То же самое сделайте с левой ноги.

Вы уже заметили, что переход непосредственно на зубцы возможен только при скольжении назад и что если перейти на зубец при скольжении вперед, то это неизбежно приведет к падению. Поэтому остановки зубцами при скольжении вперед и при большой скорости невозможны. Вот почему и были изобретены иные варианты остановок.

Для начинающих, кто совсем недавно вышел на лед, существует остановка, которая мало используется уже опытными фигуристами, но которая (я это сама часто видела на массовых катках) выработана самими же новичками. На первом этапе обучения, я считаю, ее можно использо-вать в качестве тормоза. А затем можно и отказаться, выучив уже более интересные остановки.

Вот как происходит эта остановка. Набираем ход вперед, скользим по прямой на левой ноге. Правая нога выносится немного вперед и упираемся концом конька в лед, что и служит тормозом начинающему фигуристу. Правая нога должна быть прямой в колене и вообще сильной, так как основное давление приходится на нее.

Конечно, надо изучить такое же торможение и с другой ноги: едем на правой ноге, а тормозим левой. После этого еще одна остановка, исполняемая также на двух ногах. Скользим по прямой вперед, ноги немного разведены в стороны. Одновременным движением поворачиваем Две ноги перпендикулярно направлению движения так, чтобы носок правой ноги был направлен к пятке левой. Правая нога на внутреннем ребре конька, левая — на наружном. Плечи и голова повернуты в сторону движения. Наклон туловища в сторону, противоположную направлению движения.

Одно необходимое разъяснение. Мгновенная остановка в фигурном катании невозможна. Так же как автомобиль, который мчится по шоссе, не может сразу остановиться, так и фигурист сохраняет инерцию движения даже при полном «включении тормозов». Для того чтобы затормозить, требуется какое-то время и пространство. Словом, даже поверйув коньки перпендикулярно направлению движения, не ждите молниеносной остановки.

Еще один вид остановки при скольжении вперед. Едем вперед по прямой на левой ноге (особенно важно при разучивании остановок не набирать очень большую скорость, иначе просто не совладаешь с ней!), правую ногу выносим вперед, разворачиваем так, чтобы она оказалась поперек движения. Затем ставим на лед ребро конька так, чтобы носок левой, опорной, ноги находился приблизительно на середине наружной стороны правого ботинка. Левая нога в тот момент, когда правая ставится на лед, мягко сгибается в колене, правая нога тоже согнута.

Постепенно начинайте переносить вес тела с левой ноги на правую. К концу остановки вес полностью переведен на правую ногу, которая прекратила движение, а левая нога стоит на зубце конька сзади. Спина, как обычно, помогает вам, ее нужно держать прямо.

Очередной вариант остановки. Скользим на левой ноге по прямой. Выносим правую ногу вперед, разворачиваем ее в направлении, обратном тому, которое было при предыдущем варианте, то есть носком к носку, ставим перпендикулярно к направлению движения на внутреннее ребро правой ноги, оттолкнувшись при этом внутренним ребром левого конька, именно внутренним.

Правая нога в момент перехода на нее согнута. Левая нога при «включении тормоза» остается на льду выпрямленной. Обратите внимание, что при изучении этого торможения правую ногу надо поставить на внутреннее ребро, а туловище должно быть наклонено влево. То же самое на другой ноге.

Если вы освоили эту остановку, то давайте попробуем остановиться в таком положении, но на одной ноге. В этом случае если тормозить правой ногой, то и скольжение начинать надо на ней же. Левая, свободная, нога сзади. Наша задача — умелым движением заставить правый конек, на котором стоим, повернуться и какое-то время юзом двигаться перпендикулярно направлению движения.

Скользя вперед, начинайте постепенно разворачивать правую ногу так же, как было описано при предыдущей остановке. Помните только, что вы должны стоять на середине внутреннего ребра правого конька. Плечи, голова и руки повернуты в направлении движения, свободная левая нога в момент торможения отведена в сторону или вынесена вперед (с развернутым носком).

Этот же вариант торможения можно выполнять и наружным ребром конька, только при скольжении вперед необходимо будет развернуть ногу в другую сторону и начать торможение наружным ребром.

Помните, что при всех видах остановки туловище наклоняется в противоположную от движения сторону!

Это очень важно!

Разберем остановки при ходе назад. Скользим на правой ноге назад-наружу. Переходим на внутреннее ребро конька, левая нога сзади, туловище и голову поворачиваем к левой ноге. Ставим левую ногу на лед на внутреннее ребро перпендикулярно направлению движения. Переносим на левую ногу вес тела и останавливаемся. И сразу же разучиваем движение с другой ноги.

Затормозить можно и наружным ребром конька. Скользим на правой ноге назад-наружу. Левая нога сзади. Левую руку выносим вперед, и можно начинать поворачивать конек перпендикулярно направлению движения. Только разворот носка конька идет справа налево.

Голова повернута к левому плечу, то есть в сторону разворота. Движение поворота конька не должно напоминать «тройку» — конек не должен переходить на внутреннее ребро и скользить вперед. Главная задача — заставить конек двигаться перпендикулярно направлению движения на наружном ребре, что и даст необходимый эффект — торможение.

Остановки могут быть и более сложными, например, остановка прыжком. Исполняется, скажем, перекидной прыжок, но делается он не вполоборота, а в четверть, с тем чтобы коньки были направлены перпендикулярно движению. Приземление может быть на два зубца конька или на один зубец и середину другого конька. Могут быть и прыжки в несколько оборотов с остановкой. Но это гораздо более сложная разновидность торможения. Мы же с вами основное внимание сконцентрируем на разобранных выше остановках. Их вполне достаточно, чтобы каждый из вас, ребята, почувствовал дополнительную уверенность при обращении со скоростями фигурного катания и теми элементами, которые мы освоим за время наших уроков.

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.011 сек.