Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Урок последний, музыкальный

Страницы: 12345678910111213141516171819   
 

Без музыки нет фигурного катания + Мелодии, которые мы выбираем + Мозаика ритмов + Композиция требует композитора + Наши верные помощники + Для раскрытия твоего дарования

Искусство фигурного катания ныне совершенно невозможно без музыки. Конечно, черчение обязательных фигур музыки не требует. Наоборот, здесь музыка может быть только помехой, отвлекающим началом. Но на всех остальных тренировках музыка является непременным компонентом занятий.

Процесс работы с музыкой очень сложен и требует высокой культуры. Без специальных знаний здесь не обойтись. Это сейчас понятно всем ведущим тренерам и фигуристам. Именно поэтому несколько слов мне хотелось бы сказать о собственном опыте работы с музыкой, с музыкальными редакторами, композиторами.

Было время, когда мы с большим трудом собирали музыкальные произведения. Аппаратура была примитивной, пластинки быстро заигрывались, квалифицированный монтаж различных отрывков сделать было очень сложно. А ведь для того, чтобы музыкальная программа заиграла, чтобы она помогала раскрыть фигуристу (и тренеру-постановщику программ) свое дарование, свой талант, свое видение фигурного катания и искусства, надо прослушивать различные произведения десятки раз. Находить в них необходимые оттенки, даже отдельные музыкальные фразы, чтобы с их помощью найти эквивалентные пластические художественные решения.

Словом, поиск необходимой для программы музыки шел и идет, несмотря на совершенствование аппаратуры для звукозаписи и воспроизведения, многие и многие недели. И сил и времени для этого нужно отнюдь не меньше, чем на освоение иного сложного элемента фигурного катания.

Вернусь еще раз в прошлое. Когда-то тренеру и фигуристу приходилось самостоятельно заниматься всей этой работой. Помощников у нас практически не было. Композиторы вообще нашей музыкой не интересовались, и только время от времени в печати резко критиковали нас за подбор произведений случайных, за безвкусную стыковку тех или иных мелодий в одной музыкальной композиции.

По мере того как рос интерес к фигурному катанию, повышались наши результаты на международной арене, изменялось и отношение к музыке, которую использовали спортсмены и тренеры. Появились на тренировках опытные звукорежиссеры. В конце концов и композиторы стали писать для нас свои произведения, помогать интереснее использовать ту музыку, которая досталась нам в наследство от классиков, и ту, которая рождается в наши дни.

Сегодня музыкальная культура фигуристов и тренеров в целом намного выше, чем еще десяток-другой лет назад. Знание основных музыкальных законов, развитый вкус помогают создавать такие композиции, которые получают самые высокие оценки на международных соревнованиях высшего ранга.

Великолепным помощником для меня и моих учеников почти полтора десятилетия является композитор Александр Гольдштейн. За участие в подготовке многих чемпионов мира, Европы, олимпийских игр ему присвоено звание заслуженного тренера РСФСР.

Александр Гольдштейн создал десятки — если не сотни! — блестящих музыкальных композиций. Они были разными по характеру, но всегда приносили глубокое эстетическое удовольствие и самим исполнителям, и тренерам, и миллионам зрителей. Не сомневаюсь, что и читатели всех возрастов не раз сами слышали композиции А. Гольдштейна в исполнении Л. Пахомовой и А. Горшкова, И. Род-ниной и А. Зайцева, Н. Линичук и Г. Карпоносова, В. Ковалева, О. Воло-жинской и А. Свинина, В. Котина и многих других наших лучших фигуристов.

Композитор не только охотно делится секретами своего мастерства, но и последовательно учит юных спортсменов пониманию музыки, уважению к ней. И я с удовольствием представляю ему сейчас возможность включиться в проведение заключительного урока...

— Вначале мне сразу хотелось бы сказать, что в освоении музыкальных программ юным фигуристам и их тренерам ни в коем случае нельзя забегать вперед. Что я имею в виду? Прежде всего то, что часто еще можно видеть совсем юного спортсмена или спортсменку, которые исполняют произвольную или короткую программу под глубокую, серьезную симфоническую или камерную музыку, требующую к ней взрослого отношения. Катание в таком случае — и я в этом убеждался неоднократно — получается как бы механическим, неинтересным. И это даже в том случае, если фигурист выполняет довольно сложные элементы произвольной программы. Забегание вперед в освоении сложной музыки может только затормозить развитие музыкального вкуса юного фигуриста, а порой даже привести к глубокой антипатии к серьезной музыке. Вред, который тем самым наносится гармоническому развитию спортсмена, трудно себе даже представить.

Правильно с музыкой работать надо с первых же шагов. Тем более что сегодня никаких особых проблем с выбором и поисками необходимой музыки нет не только в Москве или Ленинграде, но даже в небольших поселках.

Еще одно замечание. Любое вмешательство в живую музыкальную ткань произведения требует осмысленного понимания изменений музыкальной формы. Если при создании программы полагаться только на интуицию, то почти всегда музыкальное сопровождение получается композиционно беспомощным.

Об этом надо помнить каждому юному фигуристу и тренеру.

Надо уважать зарождающуюся индивидуальность каждого юного фигуриста. Я обращаюсь с этим призывом к родителям и к тем тренерам или инструкторам, которые работают с начинающими. А эта индивидуальность прямо связана с подбором и интерпретацией музыки для программ. Именно поэтому так необходимо единое стилевое решение музыкальной программы, даже если она скомплектована из различных музыкальных отрывков. Музыкальная «окрошка», которая иногда на скорую руку готовится некоторыми тренерами, не только свидетельствует о неразвитости вкуса и слуха, но может надолго отбить «музыкальный аппетит» у их юных учеников, а то и попросту испортить их вкус на всю жизнь.

Иногда реакция на программу фигуриста заключается в одном: слушается она или не слушается, вызывает положительные эмоции или не вызывает?

Действительно, почему одна программа слушается, а другая нет? Даже внутренний протест вызывает. Или оставляет совершенно равнодушным, что еще хуже. А ведь в качестве составных частей были взяты отрывки из произведений популярных, мелодичных, красивых.

Ответ я знаю только такой: значит, при составлении программы были нарушены законы развития музыкального произведения. И это в конце концов не могло не сказаться на восприятии программы.

При составлении программ практически невозможно обойтись без композиции из различных музыкальных произведений. Конечно, бывают случаи, когда спортсмены для программы берут; одну музыкальную пьесу. На Олимпийских играх 1984 г. новые чемпионы англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин взяли для произвольного танца «Болеро» композитора Равеля. Танец получился удачным за счет того, что замечательная музыка продиктовала и соответствующие пластические решения, уникальные постановочные находки. Но такие примеры только подтверждают правило.

А теперь несколько слов об общих законах подготовки музыкальных программ для фигуристов разных категорий. Одиночники, как известно, используют музыку для демонстрации коротких и произвольных программ, спортивных тоже, а танцоры создают оригинальные танцы и произвольные (к тому же и обязательные танцы они исполняют под обязательную музыку).

В коротких программах ввиду их непродолжительности (до двух с половиной минут) и заданности элементов, которые надо исполнять, обычно используют два-три коротких музыкальных отрывка, разных по темпу.

Произвольные программы одиночников и спортивных пар (им дается на выступление четыре или четыре с половиной минуты) всегда разнообразны, они характерны и несколькими сменами ритма, подбором разнообразных мелодий. То же самое можно сказать и о четырехминутной программе произвольного танца. Как правило, спортсмены составляют его из трех-четырех микротанцев разного характера. И делается это для того, чтобы показать, как фигуристы владеют и классическими, и современными па.

Я специально подробно не раскрываю, какими могут быть разные варианты комплектования музыкальных программ. Дело это, напоминаю, требует и специальной подготовки, и глубоких знаний. Сегодня же для юных фигуристов самое главное понять, как им такие знания и подготовка необходимы...

Вот и заканчиваются наши занятия в школе начинающего фигуриста. Первый класс, первый сезон позади. Азбука, надеюсь, выучена. Создан фундамент, на котором можно строить здание спортивного мастерства. А теперь надо идти вперед — без устали, без остановки.

Кто знает, возможно, лет через семь-восемь придет в мою группу мастеров новенький и, рассказывая о том, каким был его спортивный путь, сообщит, что начинал он с занятий на самом простом катке у себя во дворе и что первым его путеводителем по стране фигурного катания была эта «Азбука».

Если такое когда-нибудь произойдет, я буду счастлива...

 
Чайковская Е. А. Фигурное катание.- Изд. 2-е, перераб., доп.— М.: Физкультура и спорт, 1986.— 127 с, ил.— (Азбука спорта).
Разделы
Фигурное катание (Чайковская Е.)
Урок первый
Урок второй
Урок третий
Урок четвертый
Урок пятый
Урок шестой
Урок седьмой
Урок восьмой
Урок девятый
Урок десятый
Урок одиннадцатый
Урок двенадцатый
Урок тринадцатый
Урок четырнадцатый
Урок пятнадцатый
Урок шестнадцатый
Урок семнадцатый
Урок восемнадцатый
Урок последний, музыкальный
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.016 сек.