Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Основные понятия. Терминология

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223242526272829   
 

Главная задача при выполнении обязательных упражнений состоит в начертании на льду фигур заданной формы: кругов, параграфа и восьмерки (рис. 15). Каждую обязательную фигуру можно условно разделить на части, или элементы, которых в современном фигурном катании семь: дуга, перетяжка, тройка, скобка, петля, крюк и выкрюк (рис. 16).

Рис. 15. Форма обязательных фигур (круги, восьмерки, параграфы)
Рис. 15. Форма обязательных фигур (круги, восьмерки, параграфы)
Рис. 16. Элементы обязательных фигур: 1-Дуга, 2-Перетяжка, 3-Тройка, 4-Скобка, 5-Пется, 6-Крюк, 7-Выкрюк
Рис. 16. Элементы обязательных фигур: 1-Дуга, 2-Перетяжка, 3-Тройка, 4-Скобка, 5-Пется, 6-Крюк, 7-Выкрюк

Чтобы начать движение и поддерживать его, применяют толчки. В начале фигуры толчок называют стартовым, а в процессе ее выполнения — переходным.

Качественное начертание обязательных фигур обеспечивают:

Геометрическая правильность рисунка. Для ее оценки принята система воображаемых линий: продольная ось, поперечные оси и линии коридоров (рис. 17). Точность начертания дуг и окружностей определяют путем сравнения их с воображаемой (или начерченной циркулем) эталонной окружностью или ее частью.

Рис. 17. Разметка фигур
Рис. 17. Разметка фигур

Геометрическая правильность рисунка, проще — геометрия рисунка, соблюдена, если все круги фигуры выполнены одинаковыми по величине, а их центры расположены на одной прямой — продольной оси фигуры. Перетяжки, петли, скобки, крюки и выкрюки также должны быть расположены на продольной оси. Тройки могут лежать как на этой оси, так и в точках, делящих круг на три равные части (в фигурах с двукратными тройками). Все элементы также должны быть геометрически правильными: одинаковыми по величине и симметричными. Детали фигуры, включая рисунки толчков, должны полностью соответствовать утвержденному правилами образцовому рисунку. В фигурах с петлей ее длина составляет треть диаметра круга. Длина петли относится к ширине как 3:2.

Реберность выполнения. Под этим термином подразумевается соблюдение правил скольжения на ребрах конька при выполнении того или иного элемента. Так, дугу, крюк, выкрюк и петлю выполняют постоянно на одном ребре конька. В тройках и скобках происходит смена ребра, осуществляемая в одной точке — вершине поворота. Следы не должны содержать утолщений, скребков, углублений. Эти дефекты влекут за собой нарушение реберности. Важно, чтобы следы были тонкими, но уверенно начерченными, без искривлений и волнистости.

Покрытие следа. Выполняя фигуру, спортсмен стремится к полному подобию движений: каждый новый след должен повторять предыдущий. Чем меньше расстояние между отдельными следами, тем лучшим считается покрытие.

Осанка. Выполняя обязательные фигуры, спортсмену необходимо следить за своей осанкой. От правильной осанки зависят не только внешний вид спортсмена и впечатление, которое он производит своим катанием, но и четкость кругов, следа и поворотов, что в итоге является самым главным.

Размер фигуры. Диаметр кругов в больших фигурах составляет три-четыре роста фигуриста, а в фигурах с петлями приблизительно равен длине пяти коньков.

Для упрощения описания движений фигуриста при выполнении обязательных фигур используют традиционные условные выражения и термины.

Опорная нога — нога, на которой скользит фигурист.

Свободная нога — нога, которая не касается льда.

Смена направления — переход от скольжения вправо к скольжению влево или наоборот.

Смена фронта — переход от скольжения вперед к скольжению назад или наоборот.

Положение головы, свободной ноги и рук впереди или сзади рассматривается по отношению к туловищу фигуриста, а не к направлению движения по льду (если это не оговаривается в тексте особо).

Скручивание туловища — поворот верхней части туловища по отношению к нижней по продольной оси.

Положительным направлением скручивания туловища считается направление в сторону закругления дуги.

Отрицательным направлением скручивания туловища считается направление, противоположное закруглению дуги.

Перевод — поворот плечевого пояса или головы вокруг продольной оси, а также связанное с этим изменение положения свободной ноги и рук.

Узел фигуры — часть рисунка, включающая толчки, начальные и конечные участки следов. Фигуры в форме кругов и восьмерок имеют один узел, в форме параграфа — два.

При выполнении обязательных фигур спортсмен принимает бесчисленное множество положений, которые все же можно систематизировать по отдельным признакам. Наибольшее распространение получила система положений, предложенная и обоснованная Н. А. Паниным (1928 г.) и опубликованная в 1933 г. в книге «Фигурное катание на коньках».

По этой системе все положения можно свести к двум группам, взяв за основной признак взаимное расположение фронтальных (поперечных) осей плечевого пояса и таза (рис. 18). В первом случае оси плечевого пояса и таза лежат приблизительно в одной вертикальной плоскости, туловище фигуриста не скручено; во втором случае оси плечевого пояса и таза перекрещиваются, туловище скручено.

Рис. 18. Нескрученное и скрученное положения тела
Рис. 18. Нескрученное и скрученное положения тела

При рассмотрении положений тела фигуриста в условиях опоры возникает необходимость различать опорную и свободную ногу. Признак взаимного расположения фронтальных осей плечевого пояса и таза дополняется признаком расположения свободной ноги относительно опорной. При выполнении обязательных фигур спортсмен приближенно может принимать одну из 4 позиций (рис. 19):

Рис. 19. Четыре позиции фигуриста
Рис. 19. Четыре позиции фигуриста

I позиция — туловище не скручено, свободная нога сзади опорной; II позиция — туловище скручено, свободная нога сзади опорной; III позиция — туловище не скручено, свободная нога впереди опорной; IV позиция — туловище скручено, свободная нога впереди опорной.

Приведенные позиции существуют независимо от фронта скольжения. На рис. 20 приведены 4 основные позиции в случаях движений вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька.

Рис. 20. Четыре основные позиции в случаях движений вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька
Рис. 20. Четыре основные позиции в случаях движений вперед и назад на наружном и внутреннем ребрах конька

При описании фигур может быть принята следующая схема разделения движений на периоды и фазы (рис. 21):

Рис. 21. Разделение движений в фигуре на периоды и фазы
Рис. 21. Разделение движений в фигуре на периоды и фазы:
1—3 — период толчка, 1—2 — фаза подготовки к толчку, 2-3 — фаза отталкивания, 3—4 - период подготовки к повороту, 4—6 — период поворота, 4—5 — фаза въезда, 5—6 — фаза выезда, 6—8 — период завершения поворота, 6—7— фаза фиксации позы, 7 — фаза перемены позиции, 8—10 — период толчка, 8—9 — фаза подготовки к толчку, 9—10 — фаза отталкивания

1—3 — период толчка: 1—2 — фаза подготовки к толчку, 2— 3 — фаза отталкивания;

3—4 — период подготовки к повороту;

4—6 — период поворота: 4—5 — фаза въезда; 5—6 — фаза выезда;

6—8 — период завершения поворота: 6— 7 — фаза фиксации позы, 7—8 — фаза перемены позиций;

8—10 — период толчка: 8—9 — фаза подготовки к толчку, 9—10 — фаза отталкивания.

 
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
Разделы
Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)
Глава 1. Введение в специальность
Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 3. Физиологические особенности фигурного катания
Глава 4. Биомеханические основы техники движений фигуриста
Глава 5. Эстетические основы фигурного катания
Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию
Глава 7. Обязательные упражнения
Основные понятия. Терминология
Общие положения техники обязательных фигур
Выполнение элементов фигур
Особенности методики обучения обязательным фигурам
Глава 8. Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращения
Прыжки во вращение
Многооборотные прыжки
Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам
Глава 9. Парное катание
Глава 10. Спортивные танцы на льду
Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ
Глава 12. Методика тренировки программ
Глава 13. Физическая подготовка
Глава 14. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 15. Управление подготовкой фигуристов
Глава 16. Организация и методика многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах
Глава 17. Массовые формы работы по фигурному катанию
Глава 18. Судейство соревнований
Глава 19. Научно-исследовательская работа в фигурном катании
Глава 20. Инвентарь фигуриста
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.004 сек.