Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания
Новости Форум Словарь Книги Публикации Где кататься Тренеры Партнеры Инвентарь Ссылки Фото Видео

Особенности методики обучения обязательным фигурам

Страницы: 1234567891011121314151617181920212223242526272829   
 

Выполнение обязательных фигур связано с начертанием на льду рисунка. В силу этого главным в методике обучения должно стать воспитание у спортсмена аккуратности, внимательности и точности при условии совершенного владения движениями.

Другая особенность обучения обязательным фигурам связана с тем, что выполнение основных элементов базируется на более простых элементах. Такая связь между простым и сложным существует, конечно, и в других разделах фигурного катания, как и в других видах спорта вообще. Но в обязательных фигурах она выражена наиболее ярко: простые элементы — толчки, дуги, тройки, перетяжки и т. д. — в различных сочетаниях образуют другие, более сложные фигуры.

Любой разучиваемый элемент нужно рассматривать не как законченный, самостоятельный, а как составную часть сложной фигуры. Например, разучивая тройку вперед, нужно учитывать, что кроме фигур № 7 и 8 эта тройка встречается как составная часть еще в семи обязательных фигурах. В каждой из них выполнение тройки имеет некоторые различия в скорости скольжения, степени наклона конька, положении подготовки и завершения и т. д.

Разнообразны и технические приемы выполнения отдельных элементов обязательных фигур. Объединенные вместе, они составляют единую, цельную систему обучения. Единство различных технических приемов — обязательное условие высокой эффективности их выполнения. Если каждый элемент обязательных фигур преподносят обучающемуся изолированно, без связи с более простыми и сложными элементами, если выполнение всех деталей-фигур не объединено общими принципами и положениями, эффективность обучения падает, а сроки обучения возрастают.

Последовательность обучения новым фигурам. При ознакомлении спортсменов с новой фигурой необходимо обращать особое внимание на те движения, позиции, отталкивания и т. п., которые встречались в более простых, уже знакомых фигурах. Они должны стать фундаментом, своего рода опорными пунктами при изучении каждой фигуры.

Спортсмены, приступающие к освоению новой фигуры, должны уверенно выполнять весь комплекс движений вне льда. Овладевать позициями эффективнее в зале, перед 'зеркалом. Занятие проводится по следующей схеме:

1. Словесное объяснение сути фигуры, принципа выполнения. 2. Показ кинограммы образцового выполнения. 3. Разучивание позиций и движений: а) стартовое положение; б) подготовка к элементу; в) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги перед выполнением элемента; г) движение плечевого пояса относительно таза при выполнении элемента; д) движение свободной ноги при выполнении элемента; е) движение опорной ноги при выполнении элемента; ж) положение линии плеч, рук, таза и свободной ноги после элемента; з) подготовка к следующему элементу и далее по приведенной схеме.

Большую помощь на этом этапе овладения обязательной фигурой может оказать тренажер в виде вращающейся платформы типа «Грация» (рис. 41). Использование его особенно эффективно при разучивании и совершенствовании встречного движения плечевого пояса относительно таза, движения свободной и опорной ног в поворотах.

Рис. 41. Использование тренажера Грация
Рис. 41. Использование тренажера «Грация»

Первоначально все движения разучивают, держась одной рукой за внешнюю опору (гимнастическую лестницу, палку в хореографическом зале и т. д.), а затем переходят к выполнению движений без опоры.

При разучивании нового элемента на льду, например поворота, вначале отрабатывают позиции перед поворотом и после него. Затем переходят к овладению встречным движением плечевого пояса относительно таза. Разучивают его при скольжении на обеих ногах, добиваясь точных движений туловища, правильного положения плеч и рук.

Движение свободной ноги отрабатывают у борта катка, держась за него руками (рис. 42). При этом обращают особое внимание на то, чтобы движение свободной ноги точно согласовывалось с движением опорной, выполняющей въезд и выезд из поворота, и тщательно контролировалась координация движений опорной и свободной ног с работой плечевого пояса.

Рис. 42. Разучивание поворота с опорой на борг катка
Рис. 42. Разучивание поворота с опорой на борг катка

После того, как фигурист освоит все движения поворота с опорой о борт катка, приступают к выполнению элемента в условиях скольжения, опираясь сначала на руки преподавателя обеими руками, а затем одной рукой (рис. 43). Подобным образом легче разучивать как повороты и перетяжки, так и переводы.

Рис. 43. Разучивание деталей техники с помощью преподавателя
Рис. 43. Разучивание деталей техники с помощью преподавателя

Самостоятельное выполнение элемента без контроля рисунка фигуры —следующий этап разучивания. На начальном этапе первостепенное значение приобретает точность соблюдения позиций и реберность выполнения. Излишне ранний переход к выполнению элемента по рисунку кругов может исказить точность позиций, вызвать, например, наклон головы, перекос линии плеч, неправильное положение бедер и другие ошибки. Однако после того, как фигурист усвоил основную схему (обычно после 2—5 тренировочных занятий), нужно приступать к выполнению разучиваемого элемента по начерченным кругам.

Обучение точности скольжения. Важным качеством, необходимым для успешного выполнения обязательных фигур, является точность скольжения.

В основе точного скольжения лежит умение воспроизвести заданное движение во времени и пространстве. В основе точности покрытия (стабильности движений) лежит гибкость двигательного навыка, вариативность структуры управления.

Точность при простом скольжении может быть улучшена благодаря правильному выбору места следа, в которое должен быть направлен взгляд фигуриста. Выполняя второй след, необходимо стремиться, чтобы он был расположен несколько внутри первого. Это, как правило, уменьшает разброс следов. Последующие следы прокладываются в своего рода коридоре, образованном первым и вторым следами. Если один из следов или его участок нарисованы неправильно, то в дальнейшем исправляют рисунок и выполняют фигуры по правильному следу.

Качество покрытия, а также гладкость следа улучшаются, если при скольжении акцентировать внимание на том, чтобы расположить конек по касательной к следу в точке скольжения. Наиболее сложна точность покрытия поворотов. Работу необходимо начинать с выявления характера, системы разброса. Можно установить, например, что фигурист располагает след каждого последующего поворота позже предыдущего. В этом случае спортсмен получает задание располагать каждый последующий элемент перед предыдущим.

Точность покрытия помогают совершенствовать и специальные упражнения. Например, фигурист должен расположить элементы по заранее заданной преподавателем схеме. Допустим, первый — на оси, второй—до первого элемента, третий — после него и т. п. Разновидность этого упражнения: заранее определить чередование расположения элементов в направлении «выше-ниже». Например, первый элемент выше, второй ниже, третий опять выше.

Важно обучить спортсмена выполнять покрытие следа непрерывно, не фиксируя взгляда и внимания на одной точке. Наблюдать за следом нужно по правилу непрерывного переключения внимания на предстоящие участки. Это особенно трудно выполнить при покрытии поворотов. В момент выполнения въезда в поворот фигурист уже должен думать о том, как он преодолеет вершину элемента; в момент прохождения вершины он концентрирует внимание на выезде из поворота и т. д. Так внедряется в практику принцип слежения с опережением.

Путь к совершенствованию точности покрытия следа лежит через поиск вариантов выполнения, способов отталкивания и таких смен позиций, которые обеспечивают возможно более полный зрительный контроль следа. Эти варианты обычно отличаются сложностью с точки зрения техники выполнения.

Для уменьшения разбросов следов и устранения хронических искажений рисунка целесообразно использовать ориентиры, положенные на лед (например, кусочки бумаги), создающие своего рода коридор, в котором только и могут пролегать следы. Мастерство скольжения, его точность, как мы уже говорили, можно значительно улучшить в процессе совершенствования двигательных возможностей фигуриста. Хорошим средством для этого являются специальные фигуры, выполняемые в заключительной части занятия в форме игры, соревнования на качество покрытия, точность и красоту рисунка (рис.44). Совершенствование исполнения фигур. После того как освоен основной учебный материал, начинается непрерывный процесс совершенствования. Этап совершенствования мастерства исполнения обязательных фигур включает еще две основные задачи: шлифовка техники и создание функциональной избыточности. Шлифовка техники проводится для совершенствования следующих деталей: 1. Точности позиций, и в первую очередь положения линий плеч и бедер, положения рук, ног, головы и свободной ноги. 2. Начертания кругов, коридоров, формы толчков, начальных участков следа, подъезда к толчкам. 3. Реберности элементов. 4. Симметрии рисунка поворотов. 5. Покрытия дуг, толчков, перетяжек и поворотов.

Рис. 44. Специальные фигуры для совершенствования двигательных возможностей фигуриста
Рис. 44. Специальные фигуры для совершенствования двигательных возможностей фигуриста

Создание функциональной избыточности тесно связано с совершенствованием техники выполнения. В обязательных фигурах функциональная избыточность достигается в процессе работы над вариативностью выполнения, путем использования в тренировке различных вариантов техники. В первую очередь это касается формы и амплитуды движения свободной ноги в поворотах, способов отталкивания в крюках и выкрюках, вариантов перевода плечевого пояса и головы, а также подготовки к поворотам.

Другим средством повышения функциональной избыточности являются специальные упражнения, модифицированные и усложненные варианты обязательных фигур. Среди них двойное выполнение круга, поворота, петли, многократное повторение различных поворотов и т. п.

В переходном периоде подготовки можно проводить испытания различных по конфигурации лезвий коньков, способов заточки, высоты каблука, расположения конька на ботинке. Такие поиски, с одной стороны, позволяют определить оптимальный для данного фигуриста комплект инвентаря, с другой — повышают функциональную избыточность. Следует учитывать, что эксперименты с инвентарем крайне нежелательны в подготовительном периоде и недопустимы в соревновательном.

Структура и содержание учебно-тренировочных занятий. Построение занятия по изучению обязательных фигур должно учитывать в первую очередь специфику двигательной деятельности спортсмена. В ее основе лежат четыре последовательные зоны состояний: предстартовое состояние и состояния врабатываемо-сти, устойчивости и сниженной работоспособности.

В соответствии с этим устанавливается следующая последовательность в решении задач: организация фигуристов; специальная предварительная подготовка; решение задач определенного учебно-тренировочного занятия; окончание занятия. Такие задачи решаются в подготовительной, основной и заключительной части занятий.

Подготовительная часть занятия включает разъяснение схемы выполнения фигур и количества повторений каждой фигуры. Спортсмены готовят коньки, одежду, раскладывают циркули. Разминка состоит из общей части, проводимой в зале. В нее входят общеразвивающие упражнения. В общей части разминки очень важно проверить кинестезические ощущения и проконтролировать чувство равновесия. Для этого используют упражнения, связанные с поворотом плечевого пояса относительно таза, имитирующие повороты и перетяжки. В общей части разминки основное внимание уделяют приведению в готовность анализаторных систем: двигательной, вестибулярной, тактильной.

Специальную часть разминки проводят на льду. Она состоит из выполнения простых фигур и их частей, являющихся подготовительными для тех, что будут выполняться в основной части урока. Специальная часть разминки не должна занимать много времени, иначе не будет возможности выполнить основную программу урока и заключительную часть, сократится время на отработку фигур с петлями — одного из наиболее сложных и ответственных разделов обязательных упражнений. Если фигуристу в специальной части разминки не удается достичь требуемого уровня выполнения подготовительной фигуры, то ее изучение целесообразно включить в основную часть занятия. Вообще же в разминке следует использовать только те движения и фигуры, которые спортсмен выполняет уверенно. Основная часть занятия, как правило, включает выполнение фигур из соревновательной программы для фигуриста данного разряда.

Содержание занятий и характер их проведения меняются в зависимости от этапа подготовки. В первой половине общеподготовительного этапа (июль—август) содержание основной части занятия составляют упрощенные варианты выполнения фигур, подводящие и имитационные упражнения. Кроме того, спортсмены отрабатывают наиболее трудные для себя элементы. Для занятий характерно малое число фигур и большое количество повторений. Значительную часть тренировки (70—80%) составляет выполнение фигур по циркулю. Большое внимание уделяется имитационным движениям у борта катка и с помощью преподавателя. Проводятся контрольные соревнования по выполнению простых фигур, отдельных толчков, поворотов и т. п., а во второй половине этого периода — по выполнению сложных фигур.

На этапе специальной подготовки (сентябрь—октябрь) переходят к отработке соревновательного варианта фигур. Для предварительного начертания рисунка меньше используют циркуль (40—50%), с его помощью в основном контролируют точность начертания фигур. Увеличивают число фигур, выполняемых в течение одного занятия, проводят контрольные соревнования по отдельным фигурам, группам фигур и подробно разбирают допущенные ошибки.

На этапе контрольных соревнований в соревновательном периоде (ноябрь—декабрь) фигурист должен быть полностью готов к выполнению всех фигур программы. Тренировку фигур теперь проводят по группам классификации, утвержденной на данный сезон. В этот период сокращают время, отводимое для работы над отдельной фигурой. Серия контрольных стартов должна полностью воссоздавать соревновательную обстановку (разминка, выбор льда, бригада судей, оценка и т. п.).

На этапе основных соревнований (январь — март) ведется целенаправленная работа по исправлению ошибок и недочетов, выявленных в ходе контрольных стартов. Учебно-тренировочные занятия в это время посвящены контрольному выполнению фигур, отработке деталей, исправлению ошибок.

В переходный период (апрель—май) постепенно отказываются от контрольных выполнений фигур. Главная задача этого периода — расширение двигательных возможностей спортсмена, поиск и разучивание новых способов выполнения элементов, определение путей совершенствования отстающих звеньев в подготовке фигуриста.

В основной части занятий в различные периоды подготовки недопустимы монотонность и однообразие в выборе средств и формы тренировки в годовом цикле. Занятия подготовительного, соревновательного и переходного периодов должны существенно отличаться друг от друга по содержанию и форме проведения. В этом залог эффективности обучения и поддержания интереса фигуристов к овладению обязательными фигурами.

В заключительную часть занятия входят упражнения, не требующие максимальной концентрации внимания. Целесообразно имитировать повороты, выполняемые многократно по прямой, специальные фигуры (тюльпанчики, звездочки и т. п.) и другие упражнения.

 
Фигурное катание на коньках: Учеб. для ин-тов физ. культ. Под общ. ред. А. Н. Мишина. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 271 с, ил.
Разделы
Фигурное катание на коньках (под редакцией Мишина А.Н.)
Глава 1. Введение в специальность
Глава 2. Возникновение и развитие фигурного катания
Глава 3. Физиологические особенности фигурного катания
Глава 4. Биомеханические основы техники движений фигуриста
Глава 5. Эстетические основы фигурного катания
Глава 6. Начальное обучение фигурному катанию
Глава 7. Обязательные упражнения
Основные понятия. Терминология
Общие положения техники обязательных фигур
Выполнение элементов фигур
Особенности методики обучения обязательным фигурам
Глава 8. Произвольное катание
Шаги и спирали
Вращения
Прыжки во вращение
Многооборотные прыжки
Техника исполнения и методика обучения основным многооборотным прыжкам
Глава 9. Парное катание
Глава 10. Спортивные танцы на льду
Глава 11. Тактика построения коротких и произвольных программ
Глава 12. Методика тренировки программ
Глава 13. Физическая подготовка
Глава 14. Психологическая подготовка фигуристов
Глава 15. Управление подготовкой фигуристов
Глава 16. Организация и методика многолетней подготовки фигуристов в спортивных школах
Глава 17. Массовые формы работы по фигурному катанию
Глава 18. Судейство соревнований
Глава 19. Научно-исследовательская работа в фигурном катании
Глава 20. Инвентарь фигуриста
Вход
Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2017
Время подготовки страницы: 0.007 сек.