Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Перетяжка, иначе параграф

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

6. ПЕРЕТЯЖКА (рис. 35)

S

Из 69 фигур школьной программы только 21 не включает элемента перетяжки в том или ином виде, а потому эту фигуру надо изучить с особой тщательностью.

panin4-56.jpg Рис. 35

Перетяжка состоит из двух дуг, соединённых коротким переходом закривления с одной стороны на другую; при исполнении её поочерёдно на той и другой ноге. Первая перетяжка начинается на наружном ребре, а кончается на внутреннем, а вторая — наоборот; обе вместе составляют так называемый «параграф» (рис. 35), начинаемый или с правой или с левой ноги, но всегда с наружного хода.

Эти два видоизменения параграфа, а также и его комбинации входят в программу обязательных фигур под буквами «а» и «б» (гл. II, разд. 2).

Расположение фигуры относительно осей симметрии показано на рис. 35, условия правильности исполнения рисунка нам известны; из них следует сделать дополнительный вывод, что все три круга параграфа должны быть приблизительно одинакового размера.

В отношении техники исполнения этой и всех прочих школьных фигур мы будем в дальнейшем останавливаться только на тех приёмах, которые являются специфичными для данной фигуры, не повторяя уже сказанного об исполнении их составных частей.

Объяснение основных приёмов перемены закривления дано в гл. II, разд. 5. Общие для обеих перетяжек вперёд указания сводятся к следующему:

  1. Так как перетяжка входит как элемент в большую часть школьных фигур (см. школьную программу), то её нужно исполнять так, чтобы после неё было легко выполнить всякий другой элемент комбинации (дугу, тройку, двукратную тройку, петлю и т. д.). А так как все эти элементы начинаются в различных своеобразных положениях тела на первой их дуге, то ясно, что положение тела после перемены закривления должно быть точно таким, как в начале соответствующей фигуры: дуги, тройки и т. д. Отсюда следует, что в предварительном положении перетяжки (гл. II, разд. 5) корпус должен быть скручен по закривлению первой дуги лишь настолько, чтобы даже при некотором вращении в обратную сторону, что необходимо для перехода на новое направление движения, он мог остаться в начале второй дуги в таком положении, которое отвечало бы началу соответствующего элемента.

    Перегибы его в сторону закривления сначала первой, а потом второй дуги не должны быть слишком заметными.

  2. Предварительное положение каждой перетяжки принимается тотчас после пересечения поперечной оси фигуры, т. е. в точке «а» (рис. 35), следовательно, скручивание корпуса производится здесь гораздо раньше, чем в простых дугах.
  3. Руки движутся, как всегда, вполне согласованно с корпусом; свободное движение их вокруг корпуса при переходе на другое ребро конька должно иметь довольно широкую амплитуду.
  4. Опорная нога, Сильно согнутая с самого начала фигуры, в точке «б» (рис. 35) очень немного и плавно выпрямляется, в точке «в» снова сгибается, избегая в этом движении отрывистых рывков.
  5. Свободная нога на передних ходах сохраняет первоначальное положение сзади опорной до точки «а»; здесь она выходит вперёд и в точке «б» делает свободный и широкий, не отрывистый мах ещё вперёд и тотчас, без остановки назад, с таким расчётом, чтобы в точке «в» снова быть сзади в положении начала соответствующей дуги; путь стопы в этом движении проходит вплотную мимо опорной ноги над линией следа фигуры, носком прямо вперёд, без его выворотности; последняя восстанавливается лишь при возвращении ноги назад.
  6. Смотреть надо по правилам соответствующих простых дуг.
  7. Описанное выше движение опорной и свободной ног исполняется одновременно и согласованно с небольшим обратным вращением корпуса против закривления первой дуги и с незаметным перегибом его к центру новой окружности; всё вместе это составляет так называемое «разрешение» перетяжки, которое при самом плавном исполнении даёт вполне достаточно хода для окончания фигуры и вовсе не требует чрезвычайно резких усилий: перетяжка делается после полудуги, когда ещё много остаточного хода.
  8. Все правила постановки тела (пластики) остаются в силе. Но мы должны ещё раз напомнить здесь о сказанном во II главе, разд. 5, а именно: для соблюдения строгой правильности рисунка перетяжки в отношении постепенной плавности перехода в новое направление кривизны линии скольжения здесь необходимо тщательно избегать резких нажимов на лёд и стремиться только к мягкой перемене ребра конька и к точному уравновешиванию махов свободной ноги обратными наклонами корпуса при полном устранении всех лишних, ненужных движений.

7. ПАРАГРАФ ВПЕРЕД-НАРУЖУ—ВПЕРЕД-ВНУТРЬ (№ 5 а и б)

I2S2 - II2S1 и II1S2 - I2S1

К указанному в предыдущем разделе остается добавить лишь последовательность позиций в данной фигуре и перечисление обычных ошибок в ней.

Первая перетяжка вперед-наружу начинается в слабой I  позиции, в точке «а» (рис. 35) она переходит в сильную II и тотчас в III, во время маха свободной ноги ещё вперёд сохраняется III, тотчас переходящая в слабую II; дальше, как в 2Д: на продольной оси слабая IV и в конце круга переход на другую ногу (рис. 36,13).

panin4-57.jpg Рис. 36

panin4-58.jpg 37

Вторая перетяжка вперёд-внутрь начинается со слабой II позиции, в точке «а» она переходит в сильную I (или в IV), во время маха свободной ноги на мгновение принимается IV, тотчас переходящая в слабую I; далее, как в 1Д: слабая II, слабая III — переход на другую ногу (рис. 37,1—3).

Но тут нужно оговориться, что в сложных параграфах с тройками, двукратными тройками и петлями после перетяжки вперёд-наружу — внутрь может быть принята не II, а I позиция, а после перетяжки вперёд-внутрь — наружу — не I, a II позиция, которые более соответствуют положениям тела на первой дуге названных элементов.

8. ПАРАГРАФ НАЗАД-НАРУЖУ — НАЗАД-ВНУТРЬ (№ 6 а и б)

I3S4 - II4S3 и II3S4 - I4S3

Многие считают эту фигуру трудной и недоступной для начинающих. Но это не так: коэффициент 2, присвоенный параграфу назад, не говорит о чрезмерной трудности и даже для юных фигуристов, вполне овладевших исполнением простых кругов назад-наружу и внутрь и параграфа вперёд, овладение техникой и этой фигуры не представляет особых трудностей при условии правильного инструктажа.

Исполнение первой части — перетяжки назад-наружу — в общем очень сходно с исполнением перетяжки вперёд-наружу: с места исполняется полукруг назад-наружу, причём в точке «а» (рис. 35) положение тела соответствует концу полного круга назад-наружу, но с большей положительной скрученностью корпуса и с более согнутым коленом опорной ноги. В точке «б>> опорная нога мягко, не отрывисто выпрямляется и после перемены ребра снова плавно сгибается; свободная нога, бывшая сзади опорной над следом, одновременно исполняет дополнительный мах ещё больше назад (рис. 38,2) и тотчас обратно вперёд, проходя вплотную мимо опорной, после чего тело оказывается в слабой III позиции, соответствующей началу круга I4Д. В то же время корпус слегка вращается в обратную сторону, т. е. по закривлению второй дуги фигуры (рис. 38,5), не более чем до прямого угла линии плеч к линии скольжения, при этом наклон корпуса к центру первого полукруга переходит в наклон к центру нового круга назад-внутрь. Далее фигурист движется, как на простой дуге I4Д, с возможными на ней вариантами, до перехода на другую ногу назад-внутрь (рис. 38,4).

Напоминая здесь о возможных вариантах исполнения дуги назад-наружу (№ 3), и в частности об описанном в гл. VI, разд. 4, надо указать, что плавность и правильность линии перетяжки достигается легче при применении этого второго варианта, в котором предварительное положение перетяжки соответствует уже не I, a II позиции, из которой и делается перетяжка махом свободной ноги ещё назад и вперёд с 'поворотом корпуса в сильную III позицию, т. е. по закривлению второй дуги фигуры и далее подобно технике исполнения дуги 4Д (рис. 39,1—5).

Вторая часть фигуры — перетяжка назад-внутрь — исполняется подобным же способом: сначала полукруг назад-внутрь, причём в точке «а» тело должно быть уже в таком положении, как в конце простого круга назадвнутрь, свободная нога идёт строго над следом (рис. 35).

panin4-59.jpg
Рис. 38

panin4-60.jpg
Рис. 39

Далее опорная нога, как и на других перетяжках, работает коленом — вытягивается, мягко нажимая на лёд, и снова сгибается. Свободная нога после небольшого дополнительного движения ещё более назад (рис. 40,1) махом выносится вперёд, вплотную мимо опорной, и принимает точно такое положение, как после толчка в начале простой дуги назад-наружу — получается слабая III и тотчас слабая IV позиции (рис. 40,2).

Корпус в момент перемены ребра сменяет свой наклон к центру первого полукруга на противоположный и слегка вращается по закривлению линии второго круга назаднаружу, которым и заканчивается фигура.

Подобно предыдущей перетяжке, здесь возможен и другой вариант, связанный со вторым вариантом исполнения дуги 4Д. Он заключается в том, что принятая на этой дуге I позиция сохраняется до самой перетяжки и составляет её предварительное положение (рис. 41,2), из которого и совершается перемена закривления путём маха свободной ноги (рис. 41,3) ещё назад и вперед (рис. 41,4), с поворотом корпуса по закривлению новой дуги 3Д в сильную IV позицию и далее по этой дуге.

panin4-61.jpg
Рис. 40

panin4-62.jpg
Рис. 41

Последовательность позиций в первом варианте наружной перетяжки: слабая III, слабая IV, сильная I — перемена ребра — через слабую IV слабая III, слабая II, сильная II — перемена ноги. На внутренней: слабая IV, слабая III, сильная II — перемена ребра — через слабую III слабая IV, слабая I, сильная I — перемена ноги.

Во вторых вариантах этих перетяжек последовательность позиций несколько иная: на первой перетяжке назаднаружу — слабая III, сильная II — перемена ребра — сильная III, сильная IV, сильная I и т. д. На второй перетяжке назад-внутрь — сильная III, слабая IV, сильная IV, сильная I — перемена ребра — сильная IV, сильная I и т. д.

Обычные ошибки в перетяжках

  1. Если первая часть дуги слишком плоска, а самая перетяжка недостаточна кругла, угловата, то причина этого лежит или в недостаточном наклоне на ребро конька, или в неправильном ведении свободной ноги не внутри, л вне фигуры (нарушение 7-го правила техники), или в чрезмерной скрученности корпуса в предварительном положении. При внимательном наблюдении нетрудно различить, которая из трех причин налицо; но бывает, что действуют и две, и даже три вместе.
  2. Причиной угловатости перетяжки бывает также отрывистость маха свободной ноги, узость его амплитуды.
  3. Ломаная линия перетяжки, образующая тупой угол, указывает на неверное ведение свободной ноги на обратпом махе: она шла не над следом, не в поверхности движения, а слишком в сторону от неё или недостаточно близко мимо опорной ноги.
  4. Больший размер средней части параграфа по сравнению с двумя другими указывает на слишком позднее принятие предварительного положения и запоздалое исполнение самой перетяжки. Так, например, в параграфах назад ученик должен стараться исполнить перетяжку немедленно после начального толчка, так как здесь уходит много времени на скручивание корпуса.
  5. Наиболее часты у начинающих ошибки, нарушающие пластику: вместо скручивания всего корпуса с равномерным круговым махом обоих плеч и рук они выдвигают вперёд только одно наружное плечо и одноименную руку — в результате обе руки некрасиво протянуты вперед; вместо перетяжки они сгибают весь корпус, выпячивая таз назад, и пытаются получить ход резким выпрямлением спины. Сюда же относятся сгибы колена свободной ноги на махах её вперёд и назад, отсутствие уравновешивания этих махов отклоном и наклоном корпуса, сутуловатость от вытягивания головы вперед и проч. На устранение всего этого с самого начала необходимо обратить исключительное внимание.
 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.03 сек.