1. ПЕРЕХОДЫ С ОДНОЙ НОГИ НА ДРУГУЮ
Переходы с одной ноги на другую составляют богатый и разнообразный по содержанию раздел произвольного катанья; из них может быть построено бесконечное множество комбинаций, служащих основой, как бы фоном для исполнения выдающихся более трудных и эффектных элементов, какими являются, например, пируэты и прыжки. Мы приводим здесь только наиболее типичные переходы, предоставляя читателю попытаться исчерпать на практике всё многообразие остальных и их сочетаний.
В числе этих переходов мы различаем прежде всего простые, где свободная нога, становясь опорной, идёт тем самым ходом, каким шла другая нога до перехода. Простые переходы могут быть: 1) прямые, когда свободная нога ставится на лёд рядом с опорной, — мы уже знакомы с ними по школьным фигурам;
Рис. 75
2) с переступанием, когда свободная нога ставится на лед, скрещиваясь с опорной спереди, через ногу (рис. 75, а, б, в, г, д) и 3) с подкладкой, когда она скрещивается сзади, под ногу (рис. 76, а, б, в, г).
Рис. 76
И в переступаниях, и в подкладках толчок дается уже не внутренним ребром конька, как в прямых переходах, а наружным. Переходы с переступанием на ходах назад и с подкладкой на ходах вперёд называются ложными переходами, или вексирами. Вексир назад-внутрь (рис. 75, г и д) имеет огромное применение в произвольном катанье, особенно в танцах.
Кроме простых, могут быть переходы переменные, где второй шаг делается не тем ходом, как первый, причём можно переменить ребро конька или фронт движения или сделать то и другое вместе, ставя свободную ногу или рядом, или с переступанием, или с подкладкой. Кроме того, при переходах с переменой фронта можно ставить ногу с поворотом её наружу или внутрь, т, е. разворачивая или носки, или пятки. Таким образом, уже теперь получается очень много различных переходов, примеры их на рис. 77.
Рис. 77
Но, кроме этих переходов, очень часто применяются и более сложные, представляющие собой комбинации школьных фигур, содержащих повороты с переменными переходами на другую ногу, причём из этих последних берутся сюда только переходы с переменой ребра, но не фронта — последний меняется уже на повороте школьной фигуры. Из таких сложных переходов мы приводим здесь троечные (рис. 78), скобочные (рис. 79), крюком (рис.80) и выкрюком (рис. 81).
Рис. 78
Рис. 79
Рис. 80
Рис. 81
Очень эффектны комбинации различных переходов с «очками».
Как видно на рис. 82, очки состоят из последовательно исполненных крюка и выкрюка. Ничего сложного в этом нет, так как самый трудный элемент крюка — выдержка движения по кругу после поворота — здесь отпадает: корпус на средней дуге очков естественно стремится повернуться «в минус», в предварительное положение выкрюка, который выходит как бы сам собой. Очки выполняются на большом ходу, в очень большом размере и при грациозном и смелом исполнении импонируют зрителям внезапными сменами направлений и наклонов.
Рис. 82
Размеры этого руководства не позволяют нам привести более подробные данные о бесконечно разнообразных комбинациях различных переходов. Здесь необходимо, однако, заметить и подчеркнуть, что на всех переходах, как, впрочем, и во многих других элементах произвольного катанья, опорная нога всё время должна «пружинить», как рессора, сгибаясь и разгибаясь по мере надобности и придавая катанью эластичный и мягкий уверенный характер.
Наиболее частой ошибкой во всех этих переходах является недостаточная чистота их — срыв с ребра, излишняя перемена его или скобление по льду тем или другим коньком. Для избежания этого необходимо обратить сугубое внимание на работу корпуса: он должен быть скручен в сторону, соответствующую его положению в начале новой дуги. Только сознательная, продуманная работа над собой может привести к хорошим результатам. |