Tulup.ru - Клуб любителей фигурного катания

Глава IX. Организация соревнований

Страницы: 123456789101112131415161718192021222324252627   
 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ

В организации работы по всякому виду спорта, в том числе и в фигурном катанье, соревнования играют ведущую роль. Они, прежде всего, служат средством для проверки и подытоживания проделанной работы и для выявления достигнутых результатов. Но метод соревнования способствует и повышению достижений, а кроме того, он содействует правильному воспитанию физкультурников. Соревнования дисциплинируют занимающихся, сплачивают их в дружный коллектив, прививают им спортивную этику. Но сами собой, самотёком, эти цели не достигаются: они должны составлять исключительно ответственную задачу педагога, и это особенно важно в работе его с подростками, где закладывается фундамент для формирования личности спортсмена. Педагог должен уметь использовать обстановку соревнования для правильного воспитания своих учеников. В частности, он должен внушить им сознательное отвращение к тем формам соревнований, которые господствуют в капиталистических странах, где царствует индивидуалистическая конкуренция, не останавливающаяся ни перед какими, даже самыми бесчестными, средствами для преодоления противника или вывода его из соревнования. Наоборот, спортивные соревнования должны воспитывать подлинно товарищеское, благородное отношение к противникам не только в своём коллективе, но и при встречах с членами других организаций. Честное отношение к борьбе за лучшие достижения и стремление честно завоевать победу, стараясь не только не помешать чем-нибудь противнику, но, наоборот — оказать ему, в случае надобности, всяческую поддержку. Преступление совершают «тренеры» и «преподаватели», противопоставляющие на занятиях и в соревнованиях членов «своего» коллектива членам других организаций или использующие материальную заинтересованность занимающихся как средство вовлечения их в свой коллектив, — таким людям не место в среде советских педагогов.

На соревнованиях фигуристов обычно присутствует много зрителей. Это дает возможность использовать соревнования как средство агитации и пропаганды данного вида спорта, что налагает на организаторов таких соревнований ответственные обязанности.

Соревнования дают широкие возможности участникам приобрести опыт в расчёте своих сил и в умении использовать свои качества и навыки в конкретных изменяющихся условиях (температуры, ветра, освещения, состояния льда) и в присутствии судей, зрителей и т. п.

Что касается соревнований юных фигуристов, то применение их в спортивной работе подчинено известным ограничениям: к соревнованиям у нас не допускаются школьники младшего возраста; врачебный контроль не должен разрешать участие в соревнованиях и тем из школьников, которые являются недостаточно подготовленными к такому выступлению.

Соревнования могут быть: 1) закрытые, или внутренние, в которых участвуют только занимающиеся в данной спортивной организации или школе, и 2) открытые: общегородские, областные, республиканские и всесоюзные, в которых встречаются коллективы различных организаций, районов, городов или республик и все желающие спортсмены; во всесоюзных и республиканских соревнованиях обычно участвуют только победители республиканских, городских и областных соревнований, которые таким образом являются отборочными для всесоюзных соревнований. Соревнования проводятся в форме командных и лично-командных, а также и индивидуальных встреч; Отборочные соревнования необходимы для того, чтобы избежать массового участия менее подготовленных: это вызвало бы большие технические трудности. В работе с детьми школьного возраста командные и лично-командные соревнования должны занимать значительное место. Они хорошо способствуют воспитанию дисциплины, коллективизма и сплочённости.

Содержание соревнований по фигурному катанью зависит от возраста и степени подготовленности участников. Иногда при составлении программы соревнований, особенно детских, приходится считаться с климатическими условиями данного зимнего сезона, поскольку они могли отразиться на подготовленности участников к данному выступлению. В программы командных соревнований школьников полезно ввести такие зачётные требования, которые отражали бы воспитательную работу в данной группе: её дисциплинированность и организованность, выражающиеся, например, в аккуратности явки на соревнование и в корректности поведения, в опрятности одежды и т. п. Программа обязательных фигур для соревнования составляется с таким расчётом, чтобы хорошая подготовка к нему была вполне посильна для данного возраста, но и не была бы лишена некоторой трудности.

Большую роль в организации соревнований играет своевременное и правильное составление календаря и положения соревнований, разрабатываемого и рассылаемого одновременно с программой. Сроки всех соревнований назначаются еще до открытия сезона с таким расчетом, чтобы, соревнования меньшего масштаба предшествовали более значительным: сначала внутренние, потом городские и областные, затем республиканские, (если таковые проводятся) и, наконец, всесоюзные. При этом необходимо: 1) обеспечить достаточные промежутки времени для подготовки участников и 2) для детских соревнований по возможности полнее использовать время школьных каникул.

Положения и программы соревнований должны быть составлены и объявлены на местах уже в самом начале сезона, не позднее 1 декабря. Положение о соревновании должно содержать: 1) задачи и цели проводимого мероприятия; 2) место и время проведения его; 3) программу соревнования или выступления с описанием упражнений по разрядам или возрастным группам, отдельно для женщин и мужчин, девочек и мальчиков; 4) условия участия в соревновании (число участников в командах, обязательное присутствие представителя и прочее); 5) форму заявок, место и последний срок их подачи с обязательным приложением разрешения врача на участие в соревновании, для детей — метрики или официальной справки школы о возрасте и фотокарточки; 6) срок прибытия участников к месту соревнования; 7) дни и часы начала соревнований по видам их, с учётом общей нагрузки спортсмена. Желательно занимать участников не более четырёх, а детей не более двух-трёх часов в день.

Требуя аккуратной явки участников, организаторы обязаны обеспечить своевременное начало соревнований и чёткое, последовательное проведение всех частей их, а также хорошее обслуживание участников в отношении гигиенических условий и питания. В частности:

  1. К площадке для соревнований должны быть предъявлены особенно строгие требования. Огороженное. пространство прямоугольной формы, размером не менее 25 X 30 м должно иметь совершенно ровную, чистую и строго горизонтальную ледяную поверхность без трещин, бугорков и наплывов, лёд к началу соревнования должен быть сохранён в совершенно свежем, неизрезанном виде.
  2. В непосредственном соседстве с этой площадкой должна быть отведена другая ледяная площадь достаточного размера для разминки участников перед выступлением.
  3. Во время соревнования на месте должна быть дежурная смена рабочих из 2—3 человек на случай необходимости очистить лёд от снега или нареза.
  4. В непосредственной близости от площадки необходимо иметь:
    1. тёплые, чистые и просторные гардеробные, отдельно для женщин и мужчин, с достаточным числом скамеек или стульев, с уборными, душами или умывальниками;
    2. изолированную комнату для судейской коллегии.
  5. Должен быть заготовлен следующий инвентарь:
    1. набор судейских таблиц (размером не менее 20 и 30 см) для открытой оценки катанья, по числу судей, с чёрными цифрами от 0 до 6 и красными от 0 до 9;
    2. сводные таблицы на каждое соревнование по видам и разрядам для секретарей судейской коллегии;
    3. бланк для заключительного протокола судейской коллегии;
    4. стол и стулья для секретарей, стулья для судей (во время произвольного катанья и танцев);
    5. карандаши для секретарей;
    6. номера для жеребьёвки стартовых мест;
    7. звонок, флаг и рупор для стартера.
  6. Заблаговременно приглашаются должностные лица, а именно:
    1. главный судья; если же в связи с большим числом участников окажется необходимым организовать несколько судейских бригад, то приглашаются и старшие судьи, по числу бригад;
    2. судьи, определяющие оценки катанья, всегда в нечётном числе, но не менее пяти на каждую бригаду;
    3. два секретаря и два их заместителя или помощника на каждую бригаду;
    4. стартер и один или два его помощника на каждую бригаду;
    5. врач или фельдшер (аптечку необходимо иметь всегда на площадке).
  7. Во время соревнования судьи размещаются так, чтобы при ясной погоде солнце не светило им в лицо, и чтобы показываемые каждым из них цифры баллов были хорошо видны секретарям и публике, но не другим судьям.
  8. Ко времени начала соревнований в произвольном катанье и танцах необходимо обеспечить оркестр (с достаточным репертуаром пьес) или радио (во избежание сбивчивости в ритме репродуктор должен быть один).
  9. Начало соревнований по обязательным фигурам назначается лучше всего на 10—11 часов; если участников немного, то произвольное катанье проводится по возможности в тот же день в 14 часов; в противном случае — на следующий день или вечер. В больших соревнованиях исполнение обязательных фигур может быть распределено на два смежных дня.
  10. Соревнования начинаются обязательно в точно назначенное время. Ничто так не вредит дисциплине, в особенности среди детей, и не расхолаживает так участников в их выступлениях, как запоздание с началом соревнования.
  11. Подсчёт баллов следует так организовать, чтобы результаты соревнований могли быть объявлены не позднее чем через полчаса по окончании соревнования. Объявление их производится не только для участников, но и для широкой публики, лучше всего по радио.

Организаторы школьных соревнований должны создать для участников особо располагающую обстановку и подходить к соревнованию с педагогической точки зрения, воспитывая в детях чёткую дисциплину и сознательное отношение к своим действиям.

СУДЕЙСТВО В СОРЕВНОВАНИЯХ ФИГУРИСТОВ

Вопрос о судействе в фигурном катанье до сих пор стоит довольно остро, несмотря на ряд улучшений, внесённых в правила соревнований в течение последнего полустолетия. Именно в этом виде спорта судейские оценки весьма легко становятся субъективными, а это крайне нежелательно и даже недопустимо уже потому, что малейшая неправильность в оценке сильнейшим образом расхолаживает даже взрослых участников соревнований, не говоря уже о детях, которые значительно острее воспринимают всякую оказанную им несправедливость. Неправильное, а тем более пристрастное судейство приносит спорту неисчислимый вред. Поэтому наиболее яркой особенностью в судействе на соревнованиях, и в особенности на детских, является строжайшее отношение судей к своим обязанностям: каждый из них должен в высшей степени внимательно, но быстро оценить все показатели в исполнении упражнения, с обязательным учётом удельного веса каждого показателя в данном упражнении.

Судейство в детских соревнованиях имеет некоторые особенности.

Необходимо обращать особенное внимание на пластику, осанку и грациозность всех движений, отдавая здесь предпочтение именно этой стороне катанья перед правильностью рисунка, играющей у взрослых доминирующую роль. Это вызывается необходимостью добиться у начинающих прежде всего автоматизации в области пластики; овладение техникой неизбежно придёт на этой базе в процессе дальнейшей работы, тогда как дурная осанка и ошибки в пластике, став привычками, могут сделаться трудноисправимыми.

 
Панин Н.А. Фигурное катанье на коньках. 2-е издание. — М.: Физкультура и спорт, 1952
Разделы
Фигурное катанье на коньках (Панин Н.А.)
Глава I. Общие сведения
Глава II. Основные данные по теории фигурного катания
Глава III. Организация занятий по фигурному катанью
Глава IV. Методика обучения фигурному катанью
Глава V. Предпосылки для овладения техникой и пластикой фигурного катанья
Глава VI. Техника обязательных (школьных) фигур.
Дуга, иначе круг
Перетяжка, иначе параграф
Тройка
Двукратная тройка
Петля
Скобка
Крюк
Выкрюк
Восьмерка на одной ноге
Сложные фигуры
Глава VII. Техника произвольного катанья
Переходы с одной ноги на другую
Фигуры с разбега
Змейки и циркули
Пируэты
Прыжки
Разные комбинации
Составление программы, транировка и исполнение упражнений программы
Парный вальс
Глава VIII. Парное катанье
Глава IX. Организация соревнований
Вход


Имя
Пароль
 
Поиск по сайту

© Tulup 2005–2024
Время подготовки страницы: 0.016 сек.